do

 

 

Принята на заседании Исполкома 13-14 июня 2017 года

 

 

Введение

 

Ускорение климатического кризиса, высокая энергетическая зависимость ЕС в условиях нестабильного геополитического контекста и огромные проблемы со здоровьем, вызванные плохим качеством воздуха в Европе, подчеркивают необходимость срочных и глубоких изменений энергетических и транспортных систем Европы. В то же время ускорение обезуглероживания говорит о необходимости активизации справедливого перехода, а также увеличения инвестиций в энергетический переход с учетом того, что высокие цены на энергоносители вызывают обеспокоенность в связи с промышленной конкурентоспособностью и энергетической нищетой.

В октябре 2014 года Евросовет установил основные целевые показатели климатической и энергетической структуры ЕС на период до 2030 года: сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 1990 года, обеспечение не менее 27% возобновляемой энергии и снижение потребления энергии на 27%. Еврокомиссия воплотила эти цели в ряде законодательных инициатив: предложения по системе торговли выбросами ЕС (СТВ) в 2021-2030 годах (июль 2015 года), проект правил совместного использования усилий государств-членов в секторах, на которые не распространяется СТВ ЕС (июль 2016 года).

Параллельно с этим в феврале 2015 года Еврокомиссия приступила к реализации собственного проекта создания Энергетического союза, являющегося одним из приоритетов Еврокомиссии Юнкера. Помимо обезуглероживания экономики цели Энергетического союза заключаются в следующем: 1) безопасность предложения, солидарность и доверие; 2) полная интеграция энергетического рынка ЕС; 3) энергоэффективность как движущая сила смягчения спроса; 4) исследования, инновации и конкурентоспособность.

30 ноября 2016 года Еврокомиссия опубликовала пакет законодательных и политических документов, касающихся Энергетического союза. Пакет содержит 11 законодательных предложений (положения и директивы), а также несколько программных документов (доклады, оценки воздействия, сообщения) под заглавием «Чистая энергия для всех». В документе кратко изложен подход Еврокомиссии и основные предложения пакета. Ноябрьский пакет дополняет уже имеющиеся инициативы в контексте Европейского климатического и энергетического пакета на период до 2030 года параллельно с созданием Энергетического союза.

Согласно предыдущим резолюциям цель этого документа – предоставить ЕКП возможность подвести итоги последних событий в контексте климатической и энергетической структуры ЕС на период до 2030 года и Европейского энергетического союза. Исходя из этого, ЕКП вновь заявляет о необходимости справедливого перехода к низкоуглеродной экономике и выдвигает конкретные предложения по его осуществлению.

 

Доступная энергия – фундаментальное право

 

Доступная энергия – ключевое условие процветания Европы. Достаточные производственные мощности, контролируемый спрос и модернизированная инфраструктура обеспечивают непрерывность устойчивого энергоснабжения промышленности и граждан. Доступ к энергоресурсам и поставки энергии – миссия общественного обслуживания, подпадающая под ответственность государственных органов, даже если значительное и продолжающее расти число видов деятельности контролируется частными компаниями.

Доступ к энергии также имеет решающее значение для семей. ЕКП обеспокоена высоким уровнем энергетической бедности в ЕС, в котором более 10% семей не могут надлежащим образом обогреть свои жилища. Право на энергию должно быть надлежащим образом закреплено в законодательстве ЕС. Данные Евростата свидетельствуют о постоянном и значительном увеличении доли расходов семей, связанных с энергетикой. Имеющиеся прогнозы показывают, что в ближайшие годы ожидается рост спроса на электроэнергию, учитывая растущую роль технологий, связанных с электроэнергией, в современной и будущей экономике. Без адекватной политики более дорогостоящее электроснабжение в сочетании с высоким спросом общества на электроэнергию создает риск ухудшения стабильности положения все большего числа граждан Европы. Поэтому ЕКП призывает ЕС принять следующие решения:

а) законодательно запретить в ЕС отключение семей от электричества. Повышения энергоэффективности зданий недостаточно для борьбы с энергетической бедностью в краткосрочной перспективе. Энергетическая бедность, которая в частности материализуется через (само)отключение, не только оказывает воздействие на здоровье, но и ведет к стрессам и социальной изоляции в дополнение к ощутимым негативным экономическим последствиям, поражающим все общество;

б) исключить влияние предложений Еврокомиссии на способность государств-членов вводить социальные тарифы для семей с низкими доходами. ЕКП возражает против постепенного отказа от регулирования розничных цен в предложениях Еврокомиссии путем установления цены на поставку исключительно на рыночной основе, а также отсутствия четких и эффективных альтернатив. Регулируемые розничные цены для семей с низкими доходами являются эффективным и доступным инструментом защиты граждан от преобладающей волатильности рынков энергии. Они должны стать неотъемлемой частью инструментария решения проблемы энергетической бедности в Европе;

в) принять меры, направленные на стимулирование экономии энергии для семей, также необходимые для решения проблемы энергетической бедности, в особенно это касается зданий. Отопление составляет 50% спроса на энергию в ЕС и в 75% используется ископаемое топливо. Трансформация теплоснабжения и энергоэффективные дома должна стать главным приоритетом Энергетического союза, поскольку это позволит сократить спрос на энергию и выбросы углерода при одновременном снижении энергозатрат и создании рабочих мест. С этой точки зрения ЕКП приветствует приоритетность семей с низким уровнем дохода и социального жилья в «схемах обязательств в отношении энергоэффективности», благодаря которым государства-члены хотят добиться экономии энергии, необходимой для достижения целей 2030 года. Подобным образом «долгосрочные стратегии модернизации жилья» государств-членов будут способствовать борьбе с бедностью, если социальное жилье и семьи с низким уровнем доходов станут приоритетами. Предложения по созданию Центра мониторинга энергетической бедности, а также включение энергетической бедности в перечень информации, которую государства-члены должны предоставлять в соответствии с требованиями отчетности, содержащимися в проекте положения об управлении Энергетическим союзом, являются шагами в правильном направлении.

 

Энергетические инфраструктуры не могут быть исключительно рыночными

 

ЕКП выражает сожаление по поводу того факта, что, не принося пользы всем гражданам ЕС, некоторые преобразования энергетической системы (полная приватизация, переход на полностью рыночные механизмы установления цен и продажа ключевой инфраструктуры иностранным компаниям) в конечном итоге лишают большинство государственных органов возможности надзора за производством и распределением электроэнергии. Создание внутреннего энергетического рынка ЕС имеет смысл лишь в том случае, если оно будет способствовать повышению эффективности системы, не ставя под угрозу способность государственных органов выполнять свою миссию в сфере государственной службы. ЕКП требует усилить демократический контроль за рынками электроэнергии и газа.

ЕКП с большой озабоченностью отмечает рост приватизации инфраструктуры электротранспорта, а также инвестиций компаний, полностью контролируемых иностранными правительствами в компании, отвечающие за электротранспортные сети в некоторых государствах-членах.

Во-первых, это означает, что иностранным компаниям, контролируемым иностранными правительствами, доверено управление стратегической деятельностью. Это представляет собой серьезную потерю коллективного контроля за энергетическим сектором, диктуемую краткосрочными бюджетными проблемами. Во-вторых, в условиях, когда демпинг привел к потере тысяч рабочих мест в Европе, главным образом в секторе черной металлургии и производства солнечных батарей, в будущем эти инвестиции могут помешать отраслям Европы, в которых работают компании, отвечающими за сети. ЕКП хотела бы, чтобы Еврокомиссия провела инвентаризацию иностранных инвестиций в стратегическую деятельность, связанную с энергетикой. Еврокомиссии следует также обеспечить общественный и демократический контроль за этой деятельностью, гарантирующий участие профсоюзов и защитников малоимущих в консультативных советах.

 

Справедливый переход к устойчивой энергетической системе

 

Цели Парижского соглашения (см. далее) должны ускорить и расширить обезуглероживание экономики ЕС. Эти цели подразумевают серьезные преобразования, которые отразятся на миллионах трудящихся Европы. Темпы и масштабы происходящих преобразований подчеркивают необходимость справедливого перехода.

Энергетическая политика ЕС не должна формироваться лишь с точки зрения потребителей и производителей. Разумеется, в сфере энергетики должна иметь место прозрачность ценообразования и свободный выбор, а принятые меры учитывать работников различных секторов, зависящих от энергетической политики.

Производство, транспорт, добыча и распределение энергии продолжают оставаться важными поставщиками услуг в Европе. Более того, эти виды деятельности привели к развитию технологий и производственно-сбытовых цепочек, которые также являются важными поставщиками услуг. Влияние энергетического перехода и реализации климатических и энергетических целей особенно ощущается в некоторых странах и регионах, в которых энергетическая система зависит преимущественно от ископаемого топлива.

В результате энергетическая политика должна учитывать социальный и аспект, и аспект занятости, включая стратегии профессионального перехода и перепрофилирования работников, чтобы они имели возможность переориентироваться в случае увольнений из-за преобразований в сфере энергетики. Европейская энергетическая система не может быть преобразована без учета ее влияния на миллионы трудящихся, прямо или косвенно зависящих от нее. С целью включения справедливого перехода в разработку и внедрение климатических и энергетических программ ЕС ЕКП требует, чтобы управление предложенного Еврокомиссией Энергетического союза включало социальную стратегию и политику в сфере занятости с учетом таких вопросов, как занятость, социальная защита, повышение квалификации и непрерывное обучение, в частности в рамках национальных климатических и энергетических планов.

В соответствии со статьями 3 и 8 проекта положений об управлении Энергетическим союзом, Еврокомиссия должна разработать комплекс показателей и методологическую основу, которые позволят государствам-членам внимательно следить за масштабными последствиями преобразований в сфере энергетики на рынок труда.

Управление Энергетическим союзом должно также обязать государства-члены проводить широкие консультации с организациями гражданского общества с целью создания собственных национальных климатических и энергетических планов, а также долгосрочных низкоуглеродных стратегий на основе устойчивого консенсуса в обществе. Участие социальных партнеров в аспектах, касающихся рынка труда, является необходимым условием успеха упомянутых планов и долгосрочных стратегий. ЕКП одобряет предложение Еврокомиссии по обязательным консультациям государств-членов с гражданским обществом и привлечению социальных партнеров к подготовке собственных национальных климатических и энергетических планов. Вместе с тем, ЕКП требует также активного участия министров труда всех стран в разработке национальных климатических и энергетических планов и долгосрочных стратегий.

Энергетический союз должен функционировать в тесном сотрудничестве с социальными партнерами соответствующих секторов, в частности в рамках секторальных комитетов по социальному диалогу.

Чрезвычайно важно, чтобы рабочие места, созданные в секторах, которые появятся в результате преобразований в сфере энергетики, стали качественными рабочими местами, на которые распространяются коллективные соглашения, со стабильными контрактами, хорошими зарплатами, достойными пенсионными схемами, доступом к медицинским услугам. Наконец, необходимо обеспечить свободное осуществление прав профсоюзов в этих секторах, в частности, права на переговоры по заключению коллективных соглашениях на уровне предприятий и секторов. Государственные муниципальные, региональные и национальные органы власти должны требовать соблюдения коллективных соглашений в государственных контрактах на приобретение товаров, услуг или «зеленой» энергии в соответствии с Конвенцией МОТ № 94.

Параллельно с этими преобразованиями, которые являются необходимыми и неизбежными, ЕКП на протяжении многих лет призывает к формированию европейской политики справедливого перехода. Теперь, когда этот принцип включен в Парижское соглашение и МОТ приняла рекомендации в отношении справедливого перехода, ЕКП считает необходимым ввести их в действие. С этой целью ЕКП предложила создать фонд справедливого перехода в контексте пересмотра СТВ ЕС на 2021-2030 годы. Европарламент поддержал это предложение и ЕКП призывает Евросовет занять аналогичную позицию и гарантировать, что окончательное решение по СТВ обеспечит финансирование целевой поддержки, которая потребуется работникам в процессе обезуглероживания экономики. Вместе с тем, создание такого фонда может послужить началом всеобъемлющей политики справедливого перехода в ЕС и его государствах-членах, которая должна быть разработана в контексте Энергетического союза. Кроме того, ЕКП поддерживает предложение о том, что «государствам-членам следует также учитывать социальные аспекты обезуглероживания своих экономик и использовать доходы от аукционов для содействия формированию навыков и перераспределению рабочей силы, затронутой переходом рабочих мест, в безуглеродной экономике».

 

Амбициозная европейская климатическая и энергетическая инфраструктура – движущая сила инвестиций и создания рабочих мест

 

Подписав и ратифицировав Парижское соглашение ЕС взял на себя обязательство добиваться, чтобы глобальное потепление было значительно ниже 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем и продолжать прилагать усилия к уменьшению потепления до 1,5°C. Даже если четкие цели ЕС еще не установлены, это означает, что ЕС должен выйти за рамки цели сокращения своих выбросов на 80-95% к 2050 году (по сравнению с уровнями 1990 года) согласно Дорожной карте ЕС на период до 2050 года, осуществив переход к конкурентоспособной экономике с низким уровнем выбросов углерода. Эти амбиции на период до 2050 года должны лечь в основу пакета инструментов политики ЕС, обсуждаемых в настоящее время.

Энергия является стратегически важным ресурсом для промышленности, а энергетическая политика – ключевым инструментом повышения конкурентоспособности Европы и создании основы для реиндустриализации ЕС. Безопасная энергия по доступным ценам является ключевым элементом достижения цели реиндустриализации ЕС до доли промышленности в ВВП ЕС в размере 20% и общего процветания в Европе. Европейская промышленность должна быть во главе внедрения инновационных технологий, необходимых Европе для достижения целей в области энергетики и климата.

Реформа СТВ после 2020 года, проводимая в настоящее время через соответствующие решения Европарламента и Евросовета, указывает на то, что до 2030 года ценовой сигнал будет слишком низким. В результате становится очевидным, что СТВ не будет способствовать сокращению выбросов в необходимом для обезуглероживания ЕС объеме. Поэтому ЕС должен укрепить свои дополнительные законодательные инструменты стимулирования сокращения выбросов путем воздействия на производство и спрос на электроэнергию, в частности Директиву о возобновляемых источниках энергии, Директиву об энергоэффективности и Директиву об энергоэффективности зданий, не увеличивая расходов в секторах, на которые распространяется СТВ.

ЕКП по-прежнему выражает сожаление по поводу отсутствия имеющих обязательную юридическую силу национальных целевых показателей для возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности в рамках целевых показателей в сфере климата и энергетики на период до 2030 года согласно выводам Евросовета от октября 2014 года. ЕКП считает, что количественный контрольный уровень должен быть определен каждым государством-членом без пересмотра упомянутых показателей с целью оценки их вклада в достижение целей ЕС по внедрению возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности. Государствам-членам следует приложить все возможные усилия для устранения задержек в достижении национальных контрольных пороговых значений.

Что касается возобновляемых источников энергии, то ЕКП поддерживает стремление сделать ЕС глобальным лидером в сфере соответствующих технологий путем активизации поддержки развития упомянутых секторов промышленности. Достижение климатических целей и поддержка развития инновационной производственной деятельности полностью соответствуют концепции ЕКП перехода к низкоуглеродной экономике. Тем не менее, ЕКП задается вопросом, достижима ли эта цель, учитывая низкий уровень инвестиций в подобные технологии в Европе по сравнению с тенденциями, наблюдаемыми, к примеру, в Китае. Одной лишь цели ЕС, согласно выводам Евросовета 2014 года, недостаточно. Она должна дополняться количественными национальными целями. То же касается реформирования принципа «приоритетного направления», способствующего возобновляемым источникам энергии на рынке электроэнергии, что может существенно замедлить их развертывание. Мировое лидерство в области возобновляемых источников энергии должно стать не просто лозунгом, а требует целостного подхода на основе адекватного законодательства, мобилизации финансовых инструментов и реальной европейской промышленной стратегии возобновляемых источников энергии. Вовлечение граждан, например, посредством финансового участия в кооперативах, может способствовать не только развитию возобновляемых источников энергии, но и расширению поддержки гражданского общества и демократизации энергетической системы.

Вместе с возобновляемыми источниками энергии энергоэффективность должна стать одним из столпов европейского энергетического перехода. Энергоэффективность облегчает достижение цели сокращения выбросов и создания возобновляемых источников энергии и является источником сопутствующих преимуществ, таких как создание рабочих мест, сокращение масштабов бедности и улучшение качества воздуха. ЕКП приветствует повышение Еврокомиссией целевого показателя эффективности использования энергии с 27 до 30% до 2030 года и призывает продолжать прилагать усилия к достижению 40% экономии энергии в 2030 году. ЕКП также призывает пересмотреть Директиву 2012 года таким образом, чтобы существенно повысить экономию энергии. С этой целью ЕКП приветствует предложение Еврокомиссии потребовать от стран ЕС продолжить свои обязательства по энергосбережению до 2030 года в соответствии со статьей 7.

Учитывая достаточно слабый правовой статус цели Евросовета 2014 года, ЕКП призывает ЕС создать структуру управления, которая ускорит и укрепит усилия ЕС по сокращению потребления энергии, учитывая, что в ближайшие годы некоторые государства-члены могут увеличить потребление энергии в связи с необходимостью социально- экономического сближения стран ЕС.

Для обеспечения безопасности поставок необходимо разрешить создание рынков мощности и увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе. Принципы разработки механизмов платы за мощность, как правило, приветствуются, но они должны быть связаны с определенными социальными и экологическими условиями. Государствам-членам необходимо разрешить применять обязательные условия, такие как местные коллективные соглашения или тарифы. Стандарты выбросов должны быть технологическими и позволять различным традиционным источникам энергии делать вклад в обеспечение безопасности поставок в процессе перехода. Меры по наращиванию мощности должны соответствовать стратегиям обезуглероживания и быть в первую очередь направлены на повышение гибкости энергосистемы, избегая при этом непредвиденных прибылей.

Транспорт является источником четверти выбросов углерода и других видов загрязнения воздуха в ЕС. Более того, транспорт является единственным сектором с выбросами, намного превышающими уровень 1990 года.

Именно поэтому транспорт требует неотложных и существенных усилий по обезуглероживанию. Для решения проблем окружающей среды и здоровья, усугубляемых моделью мобильности, основанной на применении технологий использования ископаемого топлива необходимо усовершенствовать стандарты выбросов транспортных средств. Однако технологические изменения, такие как электрификация транспорта, будут оказывать, помимо прочего, влияние на занятость в транспортном секторе, а также – и, возможно, главным образом – в связанных с ним промышленных цепях поставок. Это воздействие должно быть учтено, в частности, путем осуществления углубленного анализа в рамках оценки воздействия Еврокомиссии. Какое бы значение не имели стандарты, мы не считаем их достаточными для осуществления сдвига, необходимого для изменения нашей модели мобильности. Основы политики мобильности ЕС должны включать целостную стратегию обеспечения устойчивой мобильности на основе мер по увеличению доли общественного транспорта, стимулировать государственные инвестиции в соответствующую инфраструктуру и государства-члены к разработке политики налогообложения в соответствии с мобильностью с низким уровнем выбросов и промышленные инновации.

Цели Энергетического союза, в первую очередь цель безуглероживания, потребуют полной мобилизации финансовых инструментов ЕС. Во-первых, в следующей Многолетней программе финансового развития на 2021-2028 годы должны быть учтены цели Парижского соглашения, положено начало систематической оценке влияния финансируемых проектов на выбросы парниковых газов в ЕС и обеспечено их полное соответствие ЦУР ООН. Критерии приемлемости Европейского инвестиционного банка должны быть предполагать поддержку лишь совместимых с климатическими целями ЕС до 2050 года проектов. Европейский центральный банк должен поддерживать путем количественного смягчения, прежде всего, деятельность, отвечающую Парижскому соглашению. Фонд модернизации, созданный в контексте реформирования СТВ после 2020 года, должен включать все эффективные и устойчивые технологии, совместимые с целью безуглероживания ЕС. Инновационный фонд должен обеспечить своевременное внедрение ключевых технологий смягчения климата, уже являющихся надежными и соответствующих самым высоким критериям устойчивости. План Юнкера должен продолжать оказывать поддержку возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности, но выбор финансируемых проектов должен быть географически сбалансирован.

Через Европейский семестр и управление Энергетическим союзом ЕС должен ускорить преобразование фискальной политики государств-членов, чтобы стимулировать выбор низкоуглеродных вариантов семьями и отраслями. Это должно быть сделано таким образом, чтобы избежать углубления социального неравенства и ослабления финансирования систем социальной защиты. Финансовая реформа не должна ограничиваться переходом от налогообложения труда к экологическому налогообложению, а предусматривать налогообложение капитала и компаний. ЕКП вновь призывает к поэтапной ликвидации экологически вредных субсидий.

ЕКП поддерживает цели Энергетического союза, такие как солидарность, безопасность поставок, устойчивость и улучшение интеграции европейской энергетической системы. Вместе с тем, ЕКП обеспокоена способностью ЕС достичь долгосрочных целей, установленных Парижским соглашением и ЦУР ООН (в частности, Цели № 7, касающейся доступной и чистой энергии), а также препятствиями для реальной справедливой стратегии перехода, которая положит занятость и связанные с ней вопросы в основу энергетического перехода. ЕКП и ее членские организации будут и впредь сотрудничать в целях содействия созданию климатической и энергетической инфраструктуры 2030 года и устойчивого, низкоуглеродного Энергетического союза, обеспечивающего качественную занятость в Европе.