arton396-47a89

 

18 октября 2013 года председатель Европейской Комиссии Хосе Мануель Баррозо и Премьер-министр Канады Стивен Харпер объявили о завершении переговоров по экономическому и торговому соглашению между Европейским Союзом и Канадой (CETA). Соглашением, если оно вступит в силу, предусмотрен так называемый механизм разрешения споров между инвесторами и государством (ISDS), необходимость которого является очень спорной. В ответ на возможное внедрение ISDS более 100 организаций (в том числе ЕФПОО) подписали трансатлантическое заявление, выступив против включения опасной главы о правах инвесторов в Соглашение, призвав правительства на всех уровнях приостановить Соглашение, прежде чем оно вступит в силу.

ISDS предоставляет корпорациям больше прав, чем гражданам, разрешая им подавать иски на государства в суды, состоящие из торговых юристов, независящих от национальной и международной юрисдикции, что излишне при наличии хорошо функционирующих судебных систем ЕС и Канады.

Внедрение механизма разрешения споров между инвесторами и государством также заморозит регулятивную политику правительств и предотвратит будущее регулирование услуг, инвестиций, природных ресурсов, вопросов охраны окружающей среды и общественной безопасности. Этот механизм охватит существующую государственную политику во всех этих областях, если они только четко не исключены из сферы действия соглашения, что утяжеляет внедрение новых услуг или нового регулирования в будущем, сколь незначительно оно не влияло бы на инвестиционные возможности иностранных компаний и инвесторов. Поскольку правительства передают свои полномочия в сфере регулирования, они также снимают с себя и ответственность, оставляя граждан без возможности обратиться куда-либо для защиты своих интересов.

Вследствие Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) Канада продолжает сталкиваться с правовыми проблемами от корпораций (например, частичный мораторий на добычу сланцевого газа в Квебеке). Соглашение CETA также не обеспечивает адекватной защиты законных целей общественного благосостояния от посягательств инвесторов, и, вероятно, будет служить ступенькой на пути к Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP), которое наверняка будет иметь еще более далеко идущие последствия.

 

Департамент международной работы ФПУ