совет1

 

В соответствии с планом работы состоялось заседание Луганского областного трехстороннего социально-экономического совета. Вел заседание первый заместитель председателя облгосадминистрации Э.М. Лозовский, сопредседателем с профсоюзной стороны выступил председатель Федерации профсоюзов Луганской области В.А. Тураев, со стороны работодателей – председатель правления организации работодателей «Объединение организаций работодателей Луганской области» Б.М. Макаревич.

Один из рассмотренных вопросов касался эффективности социального диалога и неотложных мер по его улучшению. С профсоюзной стороны акцент по данному вопросу был сделан на поддержку проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О социальном диалоге в Украине» (относительно создания трехсторонних социально-экономических советов на уровне городов и районов). Подготовленный проект обращения поддержан социальными партнерами и одобрен для отправки его в Национальный трехсторонний социально-экономический совет. Кроме этого, в решение совета по данному вопросу было включено дополнение – рекомендовать руководителям городов и районов оказать содействие формированию трехсторонних советов, а профсоюзным органам – провести работу по активизации самого процесса.

С докладом по второму вопросу повестки дня – «Об обеспечении стабильной работы предприятий области, создании новых рабочих мест и погашении задолженности по выплате заработной платы на предприятиях области», выступил председатель Федерации профсоюзов Луганской области В.А. Тураев. В своем выступлении он коснулся ряда острых вопросов, которые сегодня особенно волнуют профсоюзы. По его словам, в первую очередь вызывает обеспокоенность высокий уровень теневой занятости. По оценкам экспертов, в теневой экономике не платят социальные взносы от 30 до 60 процентов предприятий Украины. Минимум треть украинской экономики находится в тени, а потому их работники лишены элементарных прав и возможности социальной защиты. Опасение вызывает и рост «популярности» нестандартных форм трудовых отношений на территории региона. В частности, использование так называемого заемного труда – практики найма, при котором между работником и работодателем появляются посредники. Такая форма трудовых отношений направлена против трудящихся, вносит дискриминацию в оплате труда, снижает гарантии безопасности и охраны труда, ставит под удар реализацию их прав на коллективную защиту. Федерация профсоюзов Луганской области выражает обеспокоенность тем, что в угольной промышленности, металлургии, энергетике и электротехнической промышленности нарушение норм законодательства о труде ежегодно составляет более половины выявленных правонарушений в социально-трудовой сфере. Одна из причин роста их количества – необоснованная подмена на предприятиях стандартных трудовых отношений заемным трудом, а также действия работодателей по устранению профсоюзных органов от участия в этих процессах. Так, на восьми предприятиях, находящихся на профобслуживании Луганского обкома профсоюза металлургов и горняков Украины за 10 месяцев т.г. численность работающих сократилась на 1524 человек. Сокращение численности работников по этим же причинам наблюдается на ПАО «Алчевский металлургический комбинат», ГП «Лутугинский научно-производственный валковый комбинат», на ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит» и ООО «ДТЭК Свердловскантрацит».

На предприятиях, особенно негосударственной формы собственности, нередки случаи, когда основной формой трудовых отношений между работником и работодателем становится срочный трудовой договор или трудовое соглашение. В ряде случаев регулирование трудовых отношений происходит на уровне организаций и хозяйствующих субъектов, что фактически дает им неограниченные возможности по ущемлению прав работников. При этом государственные органы нередко стремятся снять с себя ответственность за подобное развитие ситуации, тем самым снижая социальную защиту работников. Как подчеркнул В.А. Тураев, эта проблема остается одной из самых значимых в Украине. Кодекс законов о труде не регламентирует применение заемного труда, это позволяет предприятию-пользователю избегать предусмотренных трудовым законодательством обязанностей в отношении этой категории работников.

И это только одна из существующих проблем. Анализ состояния обеспечения трудовых, социально-экономических прав и гарантий работников бюджетной сферы выявил ряд проблемных вопросов, требующих безотлагательного решения. Подавляющее большинство нарушений прав работников обусловлено ежегодным ограничением объемов бюджетного финансирования на обеспечение гарантий, установленных законодательством Украины. В третьем и четвертом кварталах текущего года в области периодически возникает угроза невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Так, в учреждениях здравоохранения области (г. Брянка г. Антрацит, г. Кировск) было допущено возникновение задолженности по выплате заработной платы за август, которая, к счастью, уже погашена. Кроме того, в лечебных учреждениях многих городов и районов не осуществляются гарантированные государством компенсационные выплаты на командировки (в том числе на курсы повышения квалификации). Это Меловской, Белокуракинский, Станично-Луганский районы, города Брянка, Кировск, Краснодон, Красный Луч, Луганск, Свердловск, Стаханов. Есть также случаи перевода работников на неполное рабочее время и предоставления отпусков без сохранения заработной платы (г. Брянка, г. Антрацит, г. Кировск, Меловской район).

По словам председателя, сегодня финансирование социальных статей расходов в бюджетных отраслях, в т.ч. органов государственного управления, осуществляется в объемах, в 1,5 - 15 раз меньших, чем предусмотрено законодательством, что свидетельствует о применении остаточного принципа распределения расходов на эти сферы. Это приводит к возникновению целого ряда проблем. Во-первых, к низкому уровню заработной платы работников бюджетной сферы. Так, размер должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС на 25,7% меньше размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2013 года на уровне 1147 гривен, а заработная плата работников органов исполнительной власти (оклады государственных служащих IV-VII категории) на уровне минимальной заработной платы, как за неквалифицированный труд. Во-вторых, к приостановлению реализации или недофинансирования льгот и гарантий, установленных законодательством для работников образования, здравоохранения, культуры (для работников сферы социальной защиты они вообще не предусмотрены). В-третьих, к невыполнению требований законодательства относительно перечисления первичным профорганизациям средств на культурно-массовую, физкультурную, оздоровительную работу, а также гарантированных расходов на осуществление мероприятий, направленных на безопасность труда, сохранение жизни и здоровья работников. В-четвертых, к постоянному росту уровня производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.

В.А. Тураев также отметил, что на сегодняшний день критическим является финансовое состояние коммунальных предприятий горэлектротранспорта Луганской области. Это связано с неравномерным и не в полном объеме финансированием из госбюджета льготных перевозок отдельных категорий граждан, неравными условиями конкуренции коммунальных предприятий электротранспорта с частными автоперевозчиками. Отсюда и множество возникающих проблем: от невозможности ремонтировать и обновлять автопарк до немалой задолженности по заработной плате и обязательным платежам. Как следствие, по области остается высоким уровень задолженности по заработной плате на коммунальных предприятиях, которая по состоянию на 21.10.2013 р. составляет 4,2 млн. грн., из них 2084,0 тыс. грн. – долги пяти предприятий горэлектротранспорта, что является главной причиной конфликтов между наемными работниками и собственниками предприятий. В связи с этим Федерация профсоюзов Луганской области выступила с предложением направить в Кабинет Министров обращение относительно предоставления субвенций из государственного бюджета Украины местным бюджетам на компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан. Социальные партнеры инициативу профсоюзов поддержали.

Принято решение провести очередное заседание в феврале 2014 года и рассмотреть на нем итоги выполнения Территориального соглашения между Луганской облгосадминистрацией, объединением организаций работодателей Луганской области и Федерацией профсоюзов Луганской области на 2013-2015 годы.

 

Пресс-служба Федерации профсоюзов Луганской области

 

совет1 1

 

совет3

 

 

совет