1156

 

В этом году 102-я сессия Международной конференции труда начнется в среду 5 июня 2013 года. Она будет проходить в Женеве (Швейцария) во Дворце Наций и штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) и закончится в четверг 20 июня 2013 года. В составе трехсторонней украинской делегации в работе конференции планируется участие в качестве представителя трудящихся Украины Председателя ФПУ Юрия Кулика.

 

Четверг 4 июня будет посвящен подготовительным совещаниям, требующим присутствия членов национальных трехсторонних делегаций на конференции (совещания Группы трудящихся состоятся в 10.00 и 15.00).

 

Вы можете ознакомиться с Путеводителем для участников МКТ-2013 и докладами МКТ, посетив вебстраницу МОТ, посвященную МКТ: www.ilo.org/ILC.

 

  1. 1.Комитет по применению стандартов (КПС)

На Международной конференции труда в июне 2012 года Группа работодателей заблокировала работу Комитета по применению стандартов, утверждая, что эксперты не имеют полномочий по толкованию конвенции, и отказались обсуждать любые дела, связанные с правом на забастовку. Эта стратегия ставит под сомнение существование контрольных органов МОТ. С целью нахождения выхода из тупика переговоры продолжались и в 2013 году, но завершились без определенного результата. В настоящее время существует устное обязательство представителя работодателей согласиться на список дел. Во введении Доклада о применении международных трудовых стандартов (www.ilo.org/ILC) изложен подробный обзор этого конфликта. В поддержку полномочий Комитета экспертов имеется широкий спектр юридических аргументов. Тем не менее, сейчас это политический вопрос, касающийся права на забастовку и полномочий самой МОТ.

КПС – это постоянный Комитет, который собирается раз в год для рассмотрения списка из 25 стран на предмет применения ими основных и/или ратифицированных конвенций.

 

  1. 2.Общий обзор МОТ: коллективные переговоры на государственной службе – дальнейшие шаги

 

В Общем обзоре речь идет преимущественно о:

  • Конвенции МОТ № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (1978);
  • Конвенции МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам (1981);
  • Рекомендации МОТ № 159 о процедурах определения условий занятости на государственной службе (1978);
  • Рекомендации МОТ № 163 о содействии коллективным переговорам (1981).

В Общем обзоре МОТ главное внимание уделено праву на коллективные переговоры в сфере государственного управления. В нем также рассматривается ряд других вопросов, в том числе права на консультации, гражданские и политические права работников сектора общественного обслуживания, обеспечение профсоюзов помещениями для работы, защита от дискриминации и вмешательства, а также механизмы урегулирования споров. Вместе с тем Конвенция № 154 касается не только государственного управления, а государственного и частного сектора в целом. Это объясняется тем, что в обзоре особое внимание уделено не только государственной администрации, а и в целом ситуации в отношении соблюдения законодательства и практики его применения в частном секторе.

 

Существующее положение дел отражено в докладе надлежащим образом. Профсоюзы затронули вопрос, почему многие категории работников общественного сектора лишены прав и преимуществ, изложенных в упомянутых конвенциях, или же, почему в их отношении действуют ограничения различной степени строгости. Профсоюзы заявляют об отсутствии формальных механизмов ведения коллективных переговоров на государственной службе, распространении субконтрактов, препятствующих реализации права на коллективные переговоры, затягивании или неэффективном использовании механизмов урегулирования споров. В докладе также обращается внимание на все более уязвимое положение работников общественного сектора.

 

Тремя основными проблемами, связанными с конвенциями МОТ №№ 151 и 154, являются: (1) медлительность административных и судебных процедур в случаях антипрофсоюзной дискриминации и вмешательства в дела профсоюзов, а также отсутствие сдерживающих санкций; в некоторых случаях защита от антипрофсоюзной дискриминации и вмешательства лишь частично охватывает такие акты; (2) определенные проблемы, приводящие к отказу всем государственным служащим в праве на ведение коллективных переговоров и, в частности, требования к профсоюзам представлять чрезмерно большую долю работников, для того, чтобы быть признанными или участвовать в коллективных переговорах; (3) исключение некоторыми странами из коллективных договоров определенных вопросов, что ограничивает право сторон определять уровень переговоров, или запрещение коллективных переговоров для отдельных категорий работников или (кон)федераций.

 

Доклад по Общему обзору будет представлен на рассмотрение КПС и профсоюзы смогут высказать свои замечания. Обсуждение послужит основой для Глобального форума-диалога о влиянии финансового кризиса на коллективно-договорное регулирование в общественном секторе, который состоится в 2014 году.

 

  1. 3.Другие пункты, внесенные в повестку дня конференции 2013 года Административным советом МОТ
  • Занятость и социальная защита в новых демографических условиях (общее обсуждение).
  • Устойчивое развитие, достойный труд и зеленые рабочие места (общее обсуждение).

 

Рекомендуем ознакомиться с этими интересными докладами. Что касается обсуждения вопроса зеленых рабочих мест, то мы также рекомендуем посетить вебсайт www.sustainlabour.org для получения дополнительной информации о работе профсоюзов в соответствующем направлении.

 

 

  1. 4.Отчетность перед КПС в 2014 году (конечный срок – 30 августа)

Перейдите по этой ссылке http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11002:6346812981527268:NO и кликните на название вашей страны.

Над подготовкой комментариев правительствам следует работать вместе с организациями трудящихся и работодателей. Если ваша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 144 о трехсторонних консультациях, то правительство обязано консультироваться по докладам с репрезентативными организациями трудящихся и работодателей. Кроме того, статья 23 (2) Устава МОТ гласит, что государства-члены должны обеспечить репрезентативные организации информацией и копиями докладов, представленных в МОТ. Это может быть сделано до завершения работы над докладом. В таком случае правительство должно обратиться с просьбой представить замечания, которые должны быть приняты во внимание, а затем направить свой доклад в МОТ.

 

  1. 5.Руководство МОТ по ведению коллективных переговоров и разрешению споров на государственной службе

Мы хотим воспользоваться возможностью, чтобы еще раз привлечь ваше внимание к этому столь полезному Руководству МОТ, в котором приведены примеры существующих в различных странах эффективных механизмов предотвращения и урегулирования споров в трудовых отношениях на государственной службе. В нем продемонстрированы эффективные пути развития коллективно-договорных систем, а также методы и формулы разрешения споров. Мы будем рады ознакомить с этим Руководством все регионы PSI.

 

С ним можно ознакомиться на 9 языках на вебстранице:

http://www.ilo.org/sector/Resources/training-materials/WCMS_180600/lang--en/index.htm.

 

С учебным пособием (пока только на английском языке) можно ознакомиться на вебстранице:

http://www.ilo.org/public/libdoc/ilo/2012/471218.pdf.

Департамент международной работы аппарата ФПУ