dsc 5523

 

Принята на заседании Исполнительного комитета ЕКП

28-29 октября 2015 года

 

Введение

 

21 октября Еврокомиссия приняла Рекомендацию для Европейского совета, требующую от государств-членов еврозоны создания национальных советов по конкурентоспособности. Цели этих советов в каждом государстве-члене (еврозоны) следующие:

а) мониторинг конкурентоспособности глобальных конкурентов (в том числе затрат на оплату труда);

б) информирование о процедурах формирования заработной платы путем предоставления соответствующей информации;

в) мониторинг политики и подготовка рекомендаций по вопросам политики в области конкуренции;

г) предоставление консультаций по реализации конкретных рекомендаций странам.

Рекомендация Еврокомиссии последовала за Докладом, представленным в июне 2015 года, в котором Председатель Еврокомиссии Юнкер, совместно с президентами четырех других европейских институций1, призвал к созданию масштабной европейской структуры под названием «органы по вопросам конкурентоспособности». В рамках этой структуры независимые эксперты будут осуществлять регулярную «оценку эволюции заработной платы в зависимости от производительности, а также сравнение ситуаций в странах еврозоны и основных торговых партнеров». Кроме того, они также будут вмешиваться в коллективно-договорное регулирование, требуя от «социальных партнеров руководствоваться мнением органов по вопросам конкурентоспособности в процессе переговоров по определению размера заработной платы».

ЕКП отмечает, что Рекомендация Еврокомиссии не выходит за рамки предложений, содержащихся в Докладе пяти президентов. Полномочия «советов по конкурентоспособности» (больше не называемых органами по вопросам конкурентоспособности) состоят в настоящее время в «информировании» и «предоставлении» соответствующей информации о процедурах определению размера заработной платы. Вместе с тем, они обладают полномочиями предоставления политических консультаций с учетом измерения еврозоны и Евросоюза.

Другим заметным сдвигом является то, что сравнение (стоимости рабочей силы) стало интересовать (в краткосрочной перспективе) «глобальных» конкурентов, а не другие страны еврозоны.

Вместе с тем, продолжают иметь место серьезные возражения.

 

Основные возражения ЕКП

 

Советы по конкурентоспособности – это опасное решение ошибочного вопроса. При экспорте, превышающем импорт более чем на 3% от ВВП, еврозона не испытывает нехватки в конкуренции. Основной проблемой еврозоны является (частный) долг, унаследованный от внезапно обанкротившегося финансового рынка.

Этот вопрос не может быть решен путем экспорта наших проблем в остальные части мира. Давление на заработную плату приведет к еще худшему результату, подорвет внутренний спрос и спровоцирует дефляцию. Между тем, доходы экспортного рынка будут в конечном итоге нейтрализованы валютным курсом или ослаблением экономик торговых партнеров еврозоны.

ЕКП настаивает на том, чтобы политические деятели Европы отказались от концепции конкурентоспособности, основанной на более низких издержках производства. Вместо этого, они должны стать на путь экспансионистской и нетрадиционной денежно-кредитной политики финансирования как серьезного финансового стимула для обеспечения конструктивного и оперативного восстановления, невзирая на наличие устойчивого излишка задолженности.

Выведение из равновесия приведет к еще большему разбалансированию системы управления. Основы экономического управления в последние годы были серьезно усилены. В настоящее время оно имеет в своем распоряжении множество инструментов, начиная от фискального договора о контроле за проектами бюджетов до процедуры обеспечения макроэкономической сбалансированности. В то же время, социальная основа ослабевает. Это свидетельствует о серьезной регрессии социальных последствий, таких как рост бедности и неравенства. Создание системы советов по конкурентоспособности будет способствовать дальнейшей разбалансировке европейского семестра за счет социальной сплоченности.

Социальный диалог не нуждается в еще одном официальном регуляторе. Несмотря на заявления Еврокомиссии об отсутствии намерений вмешиваться в систему определения размера заработной платы, ее Рекомендация дает вместе с тем основания делать это в любом случае в ближайшем будущем.

Так, например, ее настойчивое требование в отношении того, что национальные советы по конкурентоспособности должны быть обязательными и предусмотрены национальными законодательствами, имеет существенное значение, поскольку указывает на юридический подход к конкурентоспособности заработной платы. В таком случае мы находимся на волосок от установления максимальных стандартов заработной платы для коллективных переговоров, являющихся юридически обязательными, или подрыва обоснованности забастовок, связанных с переговорами, выходящими за пределы стандартов заработной платы, установленных советом по конкурентоспособности. Таким же неоднозначным является и более раннее заявление Еврокомиссии о том, что в своем следующем докладе о результатах работы она попытается определить, «является ли принятие обязательных положений необходимым». Эта неоднозначность становится поводом для беспокойства, когда упоминается в сопроводительном сообщении Еврокомиссии («О мерах по завершению создания экономического и валютного союза»), а именно, что «в случае необходимости на стадии 2 [...] будут представлены общие принципы в виде юридически обязывающего документа».

Именно поэтому ЕКП выступает против советов по конкурентоспособности. Многочисленные институты, дающие рекомендации по формированию политики в области заработной платы в государствах-членах, такие, как МВФ, ОЭСР, Еврокомиссия и Европейский центральный банк, уже существуют. Мы считаем неприемлемым создание очередного института вмешательства в автономию социальных партнеров.

Правильное понимание концепции конкурентоспособности приведет к тому, что заработная плата и затраты на рабочую силу станут еще одним пунктом в длинном перечне факторов, влияющих на конкурентоспособность, и, конечно же, не самым важным. Что на самом деле движет конкурентоспособность, это демонстрирует в своем недавнем исследовании МВФ2, так это инновации, качественная продукция и услуги, научные исследования и разработки, образование и обучение, наличие хорошей общественной инфраструктуры и сетей. Кроме того, рост конкурентоспособности и производительности имеет место в странах с сильным социальным диалогом, производственными отношениями, социальной защитой и сплоченностью.

Это еще более справедливо, в случае Рекомендации Еврокомиссии (см. пункт 3), когда задействована глобальная конкуренция. Было бы иллюзией думать, что государства-члены могут конкурировать со странами с низким уровнем заработной платы и развивающимися экономиками таких стран, как Китай, сокращая заработную плату. Еще большей иллюзией является попытка использовать политику заработной платы в качестве заменителя валютной политики, чтобы компенсировать повышение обменного курса евро. Это приводит лишь к ослаблению внутреннего спроса и угрозе дефляции.

ЕКП обеспокоена тем, что Рекомендация повлияет на уже существующие органы, занимающиеся решением подобных задач. Некоторые страны имеют институты, иногда трехсторонние, обладающие более широкими полномочиями, например, в проведении экономического анализа. Реформирование этих институтов, чтобы отвечать новым требованиям, неприемлемо.

ЕКП также возражает против общего технократического подхода Еврокомиссии к формированию политики, позволяющего так называемым независимым экспертам отвечать за политические вопросы высокой важности (также и в других областях, таких, как «улучшение регулирования»). Работодатели и работники подвержены конкуренции в первую очередь. Поэтому любая дискуссия о конкурентоспособности должна включать социальных партнеров.

 

Требования ЕКП

 

Необходимо предотвратить расширение влияния советов по конкурентоспособности через всевозможные лазейки путем внесения изменений в Рекомендацию, чтобы ни в коем случае не позволить использовать такие советы в качестве орудий подрыва или сдерживания коллективно-договорного регулирования, определения размера заработной платы и права на забастовку. Для предотвращения превращения советов по конкурентоспособности платы в «повелителей» заработной платы в текст Рекомендации Еврокомиссии необходимо внести существенные улучшения и уточнения. ЕКП предложит список ключевых поправок, которые позволят внести изменения в Рекомендацию. Такие поправки должны предусматривать:

  • включение в Рекомендацию сильной и эффективной статьи о защитных мерах в отношении заработной платы,3 чтобы предотвратить всякое вмешательство в коллективно-договорное регулирование, определение размеров заработной платы и право на забастовку;

  • смещение акцента с заработной платы и затрат на оплату труда на более комплексный подход к конкурентоспособности с учетом качества продукции и услуг, инноваций, научных исследований и развития, образования, навыков, социального климата, общественного обслуживания, инфраструктуры и сетей, а также сильного социального диалога, производственных отношений, социальной защиты и сплоченности;

  • устранение юридических прерогатив и консультативного потенциала советов и сохранения лишь аналитической и информационной функции.

 

1 Президенты ЕЦБ, Еврогруппы, Европейского совета и Европарламента.

 

 

2 Во Всемирном экономическом обзоре МВФ за апрель 2015 года говорится о том, что дерегуляция рынков труда не оказывает никакого влияния на показатели производительности, в то время, как инвестиции в исследования, разработки и образование способствуют повышению продуктивности.

 

 

3 Концепция «статьи о защитных мерах в отношении заработной платы», включающая в себя необходимость защиты минимального уровня заработной платы на национальном и отраслевом уровнях и коллективно-договорного регулирования, была введена в Европейском регламенте по чрезмерным макроэкономическим диспропорциям в 2011 году. В регламенте идет речь о том, что регулирование должно соответствовать ст. 152 Договора и учитывать национальную практику и институты формирования заработной платы. Кроме того, он предусматривает (в соответствии со ст. 28 Хартии основных прав их функционирование не должно оказывать воздействие на права трудящихся) ведение переговоров и заключение коллективных соглашений на соответствующих уровнях или проведение коллективных действий в соответствии с национальным законодательством и практикой. Третьим элементом такой статьи может быть ссылка на ст. 153-5, содержащую принцип, не предусматривающий правомочность Европы в отношении оплаты труда. Вместе с тем, защитные положения эксплицитно уже включены в регламент по чрезмерным макроэкономическим диспропорциям. В проекте сообщения говорится о первых двух элементах статьи о защитных мерах в отношении заработной платы, но лишь декларативно и не в основном тексте, что свидетельствует о том, что они имеют слабую или вообще не имеют юридической значимости.