Ответы на вопросы корреспондента издания «Деловая столица»
- Насколько сейчас велика пропасть между богатыми и бедными в Украине? Может, у вас есть цифры, исследования, данные опросов, чтобы подтвердить слова статистикой?
- С августа 2012 года ООН проводит серию национальных консультаций с людьми всего мира относительно их видения приоритетов развития после 2015 года. По результатам этих консультаций следует отметить, что приоритетом № 1 украинское общество определило необходимость обеспечения равенства возможностей и социальной справедливости.
74,4% участников национальных консультаций высказались за необходимость уменьшения существующей разницы между богатыми и бедными.
Статистическим показателем неравномерности распределения доходов в обществе является индекс Джинни - показатель разрыва в доходах между богатейшими и беднейшими слоями населения, признанный индикатором социальной напряженности в стране. Считается, что если коэффициент Джини меньше 0,2, то распределение доходов в стране равномерное, а если он превышает 0,4, перекос в распределении доходов слишком большой, и в стране возрастает опасность социальных волнений.
Согласно результатам исследования Сredit Suisse, индекс Джини для Украины в 2013 году составил 0,90. В Европе этот индекс - в пределах от 0,45 в Словакии до 0,81 в Швейцарии.
По данным разных экспертов разрыв в доходах богатого и бедного населения Украины достигает 40 раз, что составляет угрозу национальной безопасности страны и социальной стабильности. В нашей стране 1% населения владеет 70% богатства страны.
Прошлогодняя Революция достоинства в Украине была направлена именно против неравенства, несправедливости и игнорирования властью позиции граждан, которые, не жалея своей жизни, защищали и отстаивали демократические ценности, права и свободы человека, национальные интересы Украины и её европейское будущее.
В 2000 году Декларацией Тысячелетия ООН были определены цели развития до 2015 года, которые стали известны как Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ). В 2000 году Украина присоединилась к Декларации Тысячелетия.
Целью № 1, установленной для Украины, является преодоление бедности.
В декабре прошлого года Украиной было презентовано мониторинговый доклад «Цели Развития Тысячелетия. Украина 2014», подготовленный Институтом демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи совместно с Министерством экономического развития и торговли Украины при содействии Программы Развития ООН в Украине в рамках проекта «Ускорение прогресса на пути достижения Целей Развития Тысячелетия в Украине».
Результаты этого доклада по преодолению бедности в Украине имеют неутешительный характер – часть бедных среди работающих в 2013 году составляла 20%, при том, что в обязательствах, взятых Украиной, предусматривалось сокращение этого индикатора до 15% в 2015 году; среди детей 32,6% (при задаче – 29%). Часть населения, чье потребление было ниже уровня фактического прожиточного минимума, составляла 22,1%, что выше значения докризисного 2008 года (19,9%) и в три раза выше конечного индикатора (7% в 2015 году).
Фактически, прогресс в преодолении бедности закончился в 2008 году, поскольку социальная политика государства не была направлена на преодоление бедности и социального неравенства.
Следует также сказать, что правительство стыдливо замалчивает ситуацию с бедностью, данные публикуются со значительным запаздыванием, оперативная информация отсутствует. Насколько вырос уровень бедности в 2014 году нам скажут только после изучения результатов опроса домохозяйств, которое завершится весной 2015 года и обнародуется летом. По оценочным данным экспертов Института демографии уровень бедности на конец 2014 года вырос в 1,5 раза (с 20% до 30%). То есть, в категории бедных оказалась каждая третья украинская семья. Однако, учитывая инфляцию текущего года, рост цен и тарифов, замороженные с конца 2013 года размеры социальных стандартов и гарантий - прожиточного минимума, минимальной зарплаты, пенсии, мы оцениваем рост бедности в разы. Кстати, солидарны с нашими оценками и эксперты ООН, которые 75% населения Украины отнесли к категории бедных.
- Почему эта пропасть растет?
Реальное положение с бедностью в стране намного хуже также потому, что расчеты показателей бедности осуществляются, исходя из заниженного размера прожиточного минимума, Однако фактический размер прожиточного минимума в Украине на сегодня намного выше, ведь наборы продуктов, товаров и услуг не менялись в течение 15 лет. Кроме того, прожиточный минимум не учитывает целый ряд жизненно важных расходов населения – на жилье, услуги образования, здравоохранения, обязательные налоги и сборы.
По информации Минсоцполитики Украины, в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме», фактический размер прожиточного минимума в ценах марта 2015 для трудоспособных лиц с учетом суммы налога на доходы физических лиц составил 2028 грн., что на 810 грн. превышает официальный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (1218 грн.).
При этом, по подсчетам Федерации профсоюзов Украины фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, скорректированный на размеры обязательных платежей в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О прожиточном минимуме», решением Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 №10-рп / 2008 в марте 2015 должен был составить 2224 грн., что на 1006 грн. превышает утвержденный Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год».
Именно в этом корень наших бед, ведь прожиточный минимум – это базовый государственный социальный стандарт, на основе которого рассчитываются размеры основных государственных социальных гарантий – минимальной заработной платы, минимальной пенсии, адресной социальной помощи. От размера прожиточного минимума зависят также размер налоговой социальной льготы, а, следовательно, и размер налога с доходов граждан, размеры предоставляемых субсидий, стипендий, индексаций и пр. Искусственно заниженный прожиточный минимум — это уловка власти, которая позволяет ей недоплачивать миллионы бюджетных средств пенсионерам, малообеспеченным категориям населения, мамам с детками, всем работникам бюджетной сферы – врачам, учителям, библиотекарям, социальным работникам, и сводит на нет эффективность существующих механизмов социальной защиты населения.
Не способствует преодолению бедности и неравенства также и политика искусственного занижения стоимости рабочей силы, которую проводит украинское правительство - на сегодня размер минимальной зарплаты едва превышает 50 долларов США, что в три раза меньше определенного ООН уровня бедности – 5 долларов в день, что составляет лишь 66% от рассчитанного Министерством социальной политики Украины фактического размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (60% – с учетом профсоюзной корректировки расчетов). Сейчас минимальный размер зарплаты, который в теории должен обеспечивать скромную, но достойную жизнь, не является гарантией защиты от бедности.
Особая ситуация с продолжающейся дискриминацией оплаты труда работников бюджетной сферы - на протяжении последних десяти лет в Украине наблюдается устойчивая и негативная тенденция разрыва между размерами заработных плат работников бюджетной сферы по сравнению со средней заработной платой по экономике, прежде всего, из-за заниженных тарифных ставок и окладов. Базовый тарифный разряд ЕТС, на основе которого рассчитывается заработная плата работникам бюджетной сферы, на 30% (366 грн.) меньше минимальной заработной платы, а должностные оклады государственных служащих низшего, среднего звена и работников учреждений социальной защиты установлены на уровне минимальной заработной платы, как за простой, неквалифицированный труд. Бюджетники составляют львиную долю работающих бедных. Относительная недоплата работникам бюджетного сектора составляет в среднем 20-50%;
- Как уменьшить разрыв между богатыми и бедными?
Эффективным механизмом снижения неравенства в мире является и налоговая система. Однако в Украине перераспределительная функция налогов не задействована в полной мере, не обеспечен принцип социальной справедливости, и наличествует дискриминация в налогообложении заработной платы. Из-за разных подходов к налогообложению труда и капитала уровень налоговой нагрузки на заработную плату в разы выше, - ведь у бизнеса облагается только прибыль – т.е. доход минус себестоимость. При налогообложении заработной платы, из-за игнорирования налоговым законодательством норм Закона «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» об установлении необлагаемого минимума доходов граждан на уровне прожиточного минимума, власть, не смущаясь, взимает налоги с дохода, необходимого для физического выживания. С нищенской минималки в 1218 грн. нужно уплатить почти 7% (84,77 грн.) налога на доходы физических лиц и 1,5% (18,27 грн.) военного сбора, которые, кстати, не учтены в расчете прожиточного минимума. С зарплаты в 1711 грн. ставка налога уже 15%. А сколько платят рантье-олигархи с пассивных доходов от банковских депозитов - 5%. Попытки введения налога на роскошь в виде яхт-самолетов-вертолетов, которую поддерживают профсоюзы, также успешно пресекаются украинским парламентом.
По нашему твердому убеждению для обеспечения позитивных изменений необходимо в первую очередь:
- совместными усилиями социальных партнеров – власти, работодателей и профсоюзов, подготовить программный документ в сфере социальной политики – Стратегию/Концепцию/социальной политики, в которой прописать основные социальные маяки-параметры и комплекс мер по их достижению. К сожалению, ни в Стратегии 2020 Президента Украины, ни в Программе деятельности правительства рядовые украинцы не увидели ответов на свои основные животрепещущие вопросы - когда мы будем жить лучше, что для этого делает власть и что для этого должен сделать каждый из нас на своем месте;
- усовершенствовать систему социальных стандартов и гарантий для приведения ее к европейскому уровню (ведь цены у нас уже давно европейские);
- реформировать политику доходов населения, обеспечить повышение доли заработной платы в структуре доходов граждан, в операционных расходах предприятий;
- обеспечить действие эффективного механизма перераспределения доходов – справедливой системы налогообложения, перенести налоговую нагрузку на более обеспеченные слои населения, ликвидировать дискриминацию в налогообложении заработной платы (обеспечить реализацию законного права граждан на государственную социальную гарантию – необлагаемый минимум доходов на уровне прожиточного минимума);
- обеспечить адресность и повысить эффективность системы социальной защиты населения;
- реализовать политику социального привлечения уязвимых слоев населения.
И в заключение – печален опыт декабристов, которые хотели сделать все для народа, но без народа. История учит – только совместными усилиями всех слоев общества можно достичь поставленных целей – построение истинно демократического, социально справедливого государства с европейскими стандартами жизни.
Работая на общий результат, Федерация профсоюзов Украины второй год стучится во все властные кабинеты не только с требованиями реализации конституционных прав граждан на достаточный уровень жизни, но и с конкретными наработками - подготовленными законопроектами в сфере социально-економической, налоговой политики. Профсоюзы доказывают власти, что ошибочная политика «дешевой рабочей силы» с падением платежеспособного спроса населения не приведет к подъему экономики и процветанию страны. Только богатые и счастливые люди строят процветающую страну.
Л.Остапенко
Руководитель департамента бюджетной политики и социальной защиты
Федерации профсоюзов Украины