Шведские социал-демократы интересны многим. Социалистическое королевство Швеция реализовало на практике принцип «Экономика – капиталистическая, распределение – социалистическое». Да, у них получилось не всё и с социализацией они, возможно, даже перегнули палку. Но их опыт построения «скандинавского социализма» очень интересен.
Швеция является высоко индустриально развитой державой, которая обеспечивает и 60-70% своих сельскохозяйственных потребностей. Шведы – трудяги и очень хорошо работают. И по душевому ВВП до 90-х годов страна устойчиво занимала 2-3 место в мире.
Социал-демократическая рабочая партия Швеции
СДРПШ основана в 1889 г. Член СИ (Социалистического интернационала) с 1951 г. Численность — ок. 600 тыс. чел. (1989 г.). До 1988 г. имело место коллективное членство от профсоюзов. На парламентских выборах 1988 г. получила 43,7% голосов избирателей и 156 мест в риксдаге (1985 г.—45,1% и 159 мест; 1982 г.—45,6% и 166 мест). Образует однопартийное правительство. Премьер-министр — И. Карлссон. Он же — председатель СДРПШ. Партия построена по территориальному признаку; ее структура приспособлена к административному делению Швеции. Высший орган партии — съезд, созываемый раз в 3 года (обычно за год до очередных парламентских выборов). Съезд избирает Правление, Исполком, председателя и секретаря СДРПШ. В настоящее время этот пост занимает Бу Турессон. Важную роль в работе съезда играет парламентская фракция партии. СДРПШ тесно связана с Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ). Профсоюзы берут на себя значительную часть расходов партии, финансируют, в частности, ее избирательную программу. Лидеры ЦОПШ занимают важные посты в руководстве партии. Активную роль в ее деятельности играют женские, молодежные, просветительские организации СДРПШ не имеет центральной ежедневной газеты: ее интересы отражены в регулярных профсоюзных изданиях. Теоретические журналы — «Актюэльт и политик» («Актуальная политика») и «Тиден» («Время»).
Становление партии происходило в 80—90-е гг. XIX в. в процессе идейно-политической борьбы между представителями марксистского (А. Пальм) и ревизионистского (Я. Брантинг) течений рабочего движения. В 1897 г. СДРПШ приняла первую «Программу принципов», во многом напоминавшую Эрфуртскую программу СДПГ. В ней была поставлена задача создания политической организации рабочего класса, постепенного завоевания власти, обобществления средств производства. Был выдвинут и ряд конкретных социально-политических требований, в том числе введение всеобщего и равного избирательного права, 8-часового рабочего дня и т. д. В нач. XX в. партия значительно укрепляет свои позиции; она растет численно с 3 тыс. членов (1889 г.) до 44 тыс. в 1900 г. (с этого года профсоюзы становятся коллективными членами СДРПШ). Если с 1896 г. до 1902 г. партия была представлена в риксдаге одним депутатом (Я. Брантингом, ставшим в тот период ее лидером), то уже в 1911 г. СДРПШ завоевала 64 мандата (14,6%). С 1914 г. она стала сильнейшей фракцией в риксдаге. Партия оказывает давление на правительство Швеции, которое идет на ряд социальных реформ (введение пенсий по старости и учреждение государственного арбитража по трудовым конфликтам).
С 1917 г., когда социал-демократы впервые вошли в правительство в качестве младшего партнера либеральной партии, начался период почти непрерывного пребывания СДРПШ у власти. В межвоенные годы она формировала однопартийные кабинеты: в 1920—26 гг. (премьер-министр —Я. Брантинг); в 1932—36 гг. (премьер-министр — П.-А. Ханссон); в 1936—39 гг. СДРПШ разделила власть с Крестьянским союзом. На парламентских выборах 20—30-х гг. партия получает в среднем более 40% голосов избирателей, добившись в 1940 г. наилучшего результата за всю свою историю — 53,8%. К 1940 г. численность партии достигла 487 тыс. чел. В 1920 г. принимается вторая программа СДРПШ, в которой сохраняется ряд марксистских положений предыдущей программы, в частности признается необходимость создания, бесклассового общества, национализации крупной частной собственности.
В период между двумя мировыми войнами усилиями правящих социал-демократов в стране были осуществлены реформы, способствовавшие демократизации общественной жизни, улучшению материального и социального положения трудящихся. В 1918—19 гг. была проведена новая избирательная реформа, демократизирован парламент. На рубеже второго и третьего десятилетий XX в. был введен 8-часовой рабочий день, введено страхование от несчастных случаев за счет предпринимателей. В 30-е гг. к этим реформам добавились новые реформы системы страхования, улучшено трудовое законодательство, введена законодательная защита трудящихся-женщин и т. д. В 30-е гг. СДРПШ пытается способствовать компромиссу между предпринимателями и профсоюзами. Эти усилия находят свое выражение в специальном соглашении 1938 г. (Сельтшебаденское соглашение), в котором представители буржуазии и рабочего класса договорились решать конфликтные ситуации путем переговоров.
В годы второй мировой войны СДРПШ находится у власти вместе с Крестьянским союзом и Народной партией. Швеция объявляет о своем военном нейтралитете, однако на начальном периоде войны разрешает транзит немецких войск в Финляндию, поддерживает с Германией торгово-экономические отношения. В то же время Швеция активно предоставляет политическое убежище антифашистам из ряда западноевропейских стран.
С 1945 по 1976 г. СДРПШ сохраняет ведущие позиции в политической жизни страны. К сер. 70-х гг. численность партии достигла 1 млн 100 тыс. чел. Она образует все правительства, причем только в 1951—57 гг.— коалиционное (с Крестьянским союзом). Премьер-министры — П.-А. Ханссон (1945—46 гг.); Т. Эрландер (1946—69 гг.); У. Пальме (1969—76 гг.). На парламентских выборах 1948—64 гг. СДРПШ стабильно получает 46— 47% голосов избирателей; в 1968 г.—50,1% (лучший результат в послевоенный период). Однако в 70-е гг. наблюдается известный спад электоральной поддержки партии — 45,3% (1970 г.), 43,6% (1973 г.), 42,7% (1976 г.). В этот период СДРПШ удается удержаться у власти благодаря той поддержке, которую она получает от Левой партии — коммунисты Швеции.
Идейно-теоретическую эволюцию СДРПШ в 40—70-е гг. можно проследить по ее принципиальным программам, принятым в 1944, I960 и 1975 гг. Первая среди них, названная «Программой 27 пунктов», признавала существование классов и классовой борьбы; предусматривала замену капиталистического общества иным, основанным на свободе и равноправии граждан; считала возможной социализацию той части промышленности, где частное предпринимательство себя экономически не оправдало; объявляла необходимым развитие экономической демократии и народнохозяйственного планирования. Значительное место в программе 1944 г. было отведено конкретным мероприятиям, прежде всего в сфере социальной политики. В экономической области СДРПШ предлагала шаги, которые стимулировали бы предпринимательскую деятельность, обеспечивали полную занятость в промышленности, укрепляли внешнеторговые связи Швеции.
Спустя полтора десятилетия СДРПШ приняла новый долгосрочный документ — «Программу нашего времени» (1960 г.). Под влиянием благоприятной экономической конъюнктуры, позволившей улучшить благосостояние населения страны, партия нарисовала в программе в целом позитивную картину капиталистического развития. Указав на те конкретные завоевания рабочего движения, которые были достигнуты при прямом участии правящей партии, авторы документа 1960 г. сформулировали обобщающий вывод, согласно которому «в ряде стран общество острых классовых противоречий, массовой нищеты и необеспеченности сменилось обществом благосостояния». В то же время, отмечалось в этом документе, и в этом обществе «сохраняются многие первоначальные черты капитализма», в том числе «неравномерность распределения собственности и доходов». Окончательно устранить эти пороки капитализма социал-демократы предлагали посредством внедрения в сознание шведских граждан идеалов свободы, равенства, справедливости, человеческого достоинства и гуманности. Основываясь на этих этических идеалах, СДРПШ и ее сторонники будут стремиться к проведению «политики полной занятости, расширению производства, социального обеспечения и экономической демократии». Эта политика, отмечается в программе, отвечает интересам как трудящихся, так и предпринимателей.
Отношение к последним будет определяться у СДРПШ по экономическим критериям производственной эффективности, а также по социальным — в зависимости от соблюдения капиталистами меры ответственности перед трудящимися и государством. Последнее не собирается посягать на право частной собственности; акцент переносится на вопросы экономической демократии, с тем чтобы «дать всему народу возможность воздействовать на принятие решений в экономической области».
Еще через 15 лет — в 1975 г, — СДРПШ вновь обновила свой идейно-теоретический инструментарий, приняв очередную «Программу принципов». Ее обсуждение в партии происходило на фоне ослабления позиций социал-демократов, в период обострения кризисных явлений в капиталистической экономике. Поэтому в документе 1975 г. не только повторена констатация программы 1960 г. о сохранении в обществе «первоначальных черт капитализма», но и указаны причины, мешающие становлению «государства благосостояния». Это и решения, принимающиеся «исходя из принципа капиталистической прибыли», и ограниченность демократии, и наличие «классовых разграничений», и отсутствие равенства между мужчинами и женщинами, и наличие прежней иерархии в трудовом процессе. Заявляя, что «социал-демократия стремится к осуществлению равенства как всеобщей ценности», программа вкладывает в этот лозунг не только этическое, но и социально-экономическое содержание. СДРПШ «намерена так преобразовать общество, чтобы право окончательных решений в сфере производства и распределения принадлежало самому народу...». Декларированный еще ранее тезис об «экономической демократии» получает новое звучание: она по своей значимости приравнивается к политической демократии. Рабочие и служащие не просто должны получить право участвовать в управлении предприятиями, на которых они заняты; речь идет о расширении их функций как совладельцев капиталов предприятия. Вместе с тем программа не исключала возможности полной передачи капиталистической собственности в руки общества, правда, оговаривая этот вариант как «соображениями экономического эффекта, так и интересами общества».
Во 2-й пол. 80-х гг. в СДРПШ началась разработка нового программного документа. Проект новой программы был опубликован в июле 1989 г. В нем сделан акцент на использование рыночной экономики, на развитие общественного сектора и охрану окружающей среды. В перспективе предусматривается ликвидация в стране монархической формы правления. Окончательный вариант программы намечено принять в 1990 г.
После окончания второй мировой войны СДРПШ продолжала реформирование социальной сферы, начатое еще в 20—30-е гг. Однако этот процесс развивался неравномерно: основные законы отвечавшие непосредственным интересам трудящихся, были приняты в 1945—48 гг. К ним относятся закон о всеобщем страховании по болезни и закон о повышении пенсий трудящихся. С 1946 г. в Швеции стали функционировать производственные советы (в 1977 г. их права были расширены и они получили, в частности, возможность активного участия в вопросах найма). В 1947 г. была принята программа жилищного строительства; в том же году был повышен налог на доходы акционерных обществ и введен налог на наследство. В 1948 г. проведена школьная реформа — введено всеобщее 9-летнее образование. Были приняты и другие законы, касавшиеся, в частности, ограничения женского и детского труда на тяжелых работах. Из законов, принятых в 50-е гг., выделим следующие: увеличение оплачиваемых отпусков с 2 до 3 недель; пенсионная реформа; бесплатное лечение трудящихся. В 60-е гг. СДРПШ добилась сокращения рабочей недели (до 45 часов), повышения пенсий и пособий, увеличения оплачиваемого отпуска (до 4 недель). В 1-й пол. 70-х гг. были улучшены прежние законы о страховании, пенсиях, условиях труда и т. д. Правительство стремилось к развитию в промышленности отношений «социального партнерства», что, однако, не всегда удавалось, о чем, в частности, свидетельствовала мощная забастовка горняков в 1969—70 гг. Недовольство в Швеции вызвали планы СДРПШ по строительству атомных электростанций, а также отказ правительства увеличить заработную плату значительным отрядам служащих. Последние обстоятельства во многом способствовали поражению СДРПШ на парламентских выборах 1976 г.
В области внешней политики шведские социал-демократы руководствовались нейтральным статусом своей страны, что находило поддержку абсолютного большинства населения. Швеция не присоединилась к НАТО, отказалась вступить в ЕЭС, став с 1960 г. членом ЕАСТ. В 50-е — нач. 60-х гг. в партии активно обсуждалась возможность оснащения шведской армии ядерным оружием. Благодаря активности левых кругов СДРПШ этот вопрос уже в сер. 60-х гг. был снят с повестки дня. В кон. 60— сер. 70-х гг. страна приняла участие в процессе разрядки на Европейском континенте. Правительство Швеции осудило американскую агрессию во Вьетнаме, военный переворот в Чили, поддерживало морально и материально освободительные движения Юга Африки. Находясь в оппозиции (1976—82 гг.), СДРПШ активно противодействовала политике блока буржуазных партий, требуя от него дальнейшего развития социальной сферы. В нач. 80-х гг. парламент по инициативе социал-демократов принял закон о пенсиях за выслугу лет, улучшивший материальное положение престарелых представителей рабочего класса. Однако главной проблемой этого периода стала разработка альтернативы экономическому курсу правительства. Осенью 1981 г. на XXVIII съезде СДРПШ была принята среднесрочная программа «Будущее Швеции». В этом документе особое внимание было уделено проблеме сохранения занятости, снижению темпов роста инфляции, недопущению «социального демонтажа». СДРПШ предлагала увеличить инвестиции в промышленность, активизировать общественный сектор экономики, реформировать в интересах лиц с низкими доходами налоговую систему, создать «фонды трудящихся» и т. д. Социал-демократы предлагали осуществить эти меры, опираясь на достижения консенсуса всех заинтересованных сторон, делая, однако, особый акцент на повышение активности профсоюзного движения страны.
Начиная с осени 1982 г. СДРПШ вновь оказалась у руля государственной власти, образовав, как и в 1-й пол. 70-х гг., правительство меньшинства, получавшего поддержку Левой партии— коммунисты Швеции. Придя к власти в условиях острого экономического кризиса, социал-демократы попытались ослабить воздействие на народное хозяйство негативных тенденций. Уже к сер. 80-х гг. был значительно сокращен дефицит внешнеторгового баланса, упал уровень инфляции, снизилась безработица. Благодаря увеличению инвестиций в промышленность начался нехарактерный для других западноевропейских государств рост промышленного производства. Исходя из основных положений своей антикризисной программы («Будущее Швеции»), правительство приняло на себя основную часть расходов по структурной перестройке экономики, взяв курс на инвестиции, прежде всего в сферу новых технологий, материально поддерживая борьбу с безработицей. Отказавшись от некогда пренебрежительного отношения к нуждам экологии, СДРПШ выдвинула концепцию постепенного отказа от широкого использования атомной энергии (к 1993 г все АЭС в Швеции должны быть демонтированы). Правительство выделило дополнительные бюджетные ассигнования на охрану окружающей среды. На кон. 80 — нач. 90-х гг. социал-демократы планируют дальнейшее развитие социальной сферы (увеличение помощи семьям, введение для всех трудящихся 6-недель-ного отпуска, улучшение условий труда на промышленных предприятиях, увеличение пособий учащимся и т. д.). На повестке дня стоит реформа налоговой системы, суть которой в снижении подоходного налога при одновременном увеличении косвенных налогов, более высоком налогообложении доходов зажиточных слоев населения страны. СДРПШ выступает за сокращение рабочего времени при сохранении заработков.
Важным элементом социально-экономической стратегии СДРПШ стало принятие закона о т. н. «фондах трудящихся». Этой проблемой социал-демократы, прежде всего те из них, кто непосредственно связан с ЦОПШ, занимались уже с кон. 60-х гг. В 1975 г. экономист Р. Мейднер предложил план создания таких фондов, который, с известными коррективами, был одобрен руководством СДРПШ, а потом и парламентом. Целью «фондов трудящихся» является постепенный, растянутый на продолжительный период времени процесс выкупа у частных собственников принадлежащих им средств производства. Для этого создаются специальные фонды на крупных предприятиях (где занято не менее 500 чел.). Средства получаются как из отчислений (1%) от заработной платы, так и от сверхприбылей самого предприятия. Накапливаемые средства превращаются в акции, которые постепенно концентрируются в руках трудящихся. Распоряжаться «фондами трудящихся» должны специальные комитеты, где представлены профсоюзы и государство.
Если стратегической целью «фондов трудящихся» является переход собственности в общественное владение, без акта ее национализации, то в тактическом плане «фонды» призваны обеспечить приток капитала в промышленность, противодействуя тем самым кризисным явлениям в экономике. В идейно-теоретическом отношении «фонды» являются реализацией на практике концепции «экономической демократии» и «функционального социализма» (см.). Следует отметить, что в своем нынешнем виде закон о «фондах трудящихся» не устраивает полностью профсоюзное дви-
жение страны, ибо последнее не получило права контролировать прибыли монополий. Последние же недовольны в принципе попыткой посягнуть на тайну коммерческой деятельности, ограничением
полномочий в области принятия решений.
Во внешнеполитической области правительство СДРПШ в 80-е гг. сделало более существенный, чем прежде, вклад в процесс разрядки международной напряженности. Благодаря усилиям У. Пальме Швеция активно включилась в разработку проекта создания на Севере Европы безъядерной зоны, а также плана «безатомного коридора» в Центральной Европе. Правительство социал-демократов активно поддержало национальное движение за мир, в котором принимают участие многие члены СДРПШ. Новый импульс получила политика поддержки национально-освободительных движений, прежде всего на Юге Африки. В марте 1987 г. по инициативе СДРПШ риксдаг принял закон о полном торговом бойкоте ЮАР. Лидеры партии активно выступали за изменение неравноправных торгово-экономических отношений Запада с развивающимися странами, за установление нового международного экономического порядка. СДРПШ, считая в принци-пе неизбежным создание на базе ЕЭС общеевропейского рынка, подчеркивала важность учета в вопросе об участии Швеции в этом процессе ее нейтрального статуса. В 80-е гг. социал-демократическое правительство продолжало укреплять торгово-экономические и политические отношения с социалистическими государствами Восточной Европы.
С 1980 г. СДРПШ поддерживает межпартийные контакты с КПСС. Регулярно происходит обмен делегациями. Представители СДРПШ принимали участие в работе XXVII съезда КПСС и в торжествах, посвященных 70-летию Великого Октября.
Свобода! Справедливость! Солидарность!
Интернет-журнал «Социал-демократ»