10-300x207

 

Планом действий Союза рынков капитала (СРК) предусмотрена программа из 33 действий и связанных с ними мер, направленных на создание элементов интегрированного рынка капитала в Европейском союзе к 2019 году. Увеличив частное распределение рисков, он позволит укрепить европейскую финансовую систему путем предоставления альтернативных источников финансирования и расширения возможностей розничных и институциональных инвесторов с целью увеличения объема инвестиций.

28 июня 2016 года Европейский совет призвал ускорить прогресс упрощения и облегчения доступа предприятий к финансированию и поддержке инвестиций в реальный сектор экономики путем продвижения повестки дня Союза рынков капитала. 14 сентября 2016 года Европейская комиссия призвала к скорейшей реализации первостепенных мер Плана действий, в частности, прозрачного и стандартизованного пакета секьюритизации (СПС). Европейский совет уже достиг соглашения по секьюритизации, а в настоящее время идут обсуждения в Европейском парламенте.

Инициатива СРК строится на предположении, что частные предприятия, в особенности малые и средние, испытывают трудности в получении доступа к финансированию, а также, что финансирование в виде частных инвестиций чрезмерно полагается на банковское кредитование вместо рынков капитала Европы. Обеспечив более широкий доступ к финансовым рынкам капитала и предоставлению различных видов финансирования, СРК может стать инструментом роста, создания рабочих мест и финансовой стабильности.

Проект СРК также должен усилить процесс европейской интеграции и сделать рынка капитала более эффективными. Тем не менее, существуют ощутимые различия между государствами-членами, такие как правила о банкротстве или определение МСП, которые могут препятствовать европеизации рынков капитала.

Кроме того, сомнительно, что отсутствие кредита является основным препятствием росту и созданию рабочих мест. Кроме того, ЕКП указывает на то, что процессы секьюритизации в финансовой индустрии, ведя к распределению рисков между заинтересованными сторонами, представляют собой быстрый путь к распространению системных рисков.

Перезапуск секьюритизации парадоксален с учетом введения политиками после кризиса макропруденциального банковского регулирования в виде коэффициента соотношения собственных и заемных средств (Базель III и Директива о требованиях к капиталу IV), позволяющего обойти новый пакет (через секьюритизацию). Следовательно, риски будут переведены в нерегулируемую финансовую индустрию, теневую банковскую систему, которая была в сердце распространения финансового кризиса.

В связи с этим ЕКП проявляет озабоченность в отношении СРК как средства повышения роста и создания новых рабочих мест, а также стабилизирующего инструмента.

 

Европа должна увеличить внутренний спрос

 

В настоящее время европейские институты признают, что испытывают недостаток во внутреннем спросе, т.е. потреблении, государственных и частных инвестициях, являющихся основной экономической проблемой, с которыми сталкивается Европейский союз. Поэтому для Европы очень важно увеличить объем инвестиций. Тем не менее, предприятия могут инвестировать лишь в случае наличия спроса на свою продукцию и это остается самым важным вопросом. В последнем Обзоре ЕЦБ доступа к финансам предприятий еврозоны, опубликованном в марте 2016 года идет речь о том, что «доступ к финансам» считается наименьшей проблемой малого и среднего бизнеса еврозоны, в то время как «поиск клиентов» вызывает преобладающее беспокойство». «Доступ к финансам» является менее важной проблемой для крупных фирм. Кроме того, исследование показало, что МСП подтверждают «увеличение доступности банковского финансирования (кредитов и банковских овердрафтов), а также готовность банков предоставлять кредиты по более низким процентным ставкам». На самом деле кредитно-денежная политика должна предусматривать масштабное увеличение объемов кредитования, что не произошло из-за отсутствия спроса на кредиты.

Подобные результаты должны убедить политиков отказаться от своих рекомендаций по вопросам политики поддержки скромного и очень хрупкого восстановления. Поэтому ЕКП призывает увеличить государственные инвестиции и заработную плату как механизмов эффективного и устойчивого восстановления.

Таким образом, ЕКП ставит под сомнение преимущества Плана действий Европейского валютного союза (ЕВС) роста и создания новых рабочих мест, а также выражает обеспокоенность его воздействием на уровень занятости в банковском секторе.

 

Финансовая стабильность

 

Следует напомнить о том, что корни кризиса 2007-2008 годов кроются в секьюритизации ипотечной отрасли США, быстро распространившейся на финансовые рынки и банковскую деятельность и, следовательно, реальный сектор экономики.

Кредиторы на самом деле не были заинтересованы в кредитоспособности заемщиков, а главным образом в том, что финансовые активы (особенно кредиты) могут быть легко разбиты по категориям риска и упакованы в новые активы, подлежащие продаже, генерируя быстрые комиссионные и очень большие краткосрочные прибыли. Такие методы привели к распространению очень рискованных финансовых продуктов в рамках нерегулируемой теневой банковской системы, что сделало финансовую среду хрупкой и неустойчивой. Эта модель «выдай и продай», спровоцировавшая распространение финансового кризиса, отличающаяся от модели «выдай и держи». Такая система, помимо своей сложности, привела к непрозрачности и моральному риску (так как банк-эмитент актива не имел никаких стимулов честно раскрывать свою информацию об уровне надежности и риска заемщика), и управлялась слепой веры в дерегуляцию финансовых рынков как эффективного посредника распределения капитала.

В настоящее время финансовые учреждения обязаны удерживать 5% каждого секьюритизированного актива в своем балансе. Этого слишком мало для предотвращения конфликтов (реальных) интересов и эффекта домино. В случае секьюритизации необходимо довести эти активы, по крайней мере, до 20%. Вместо распределения рисков предложенная модель может привести к уменьшению контроля над рисками и повышению морального риска. Особую озабоченность в этой ситуации вызывают пенсионные фонды. Передача части рисков пенсионным фондам будет рискованной и пагубной для будущих пенсий. Следует также отметить, что этот процесс не должен навязывать какое-либо давление или угрожать существующим первым и вторым ступенями пенсионных систем.

Несмотря на то, что метод СТС описан разнообразными комментаторами, в конечном счете, все еще оставаясь очень сложным, он поощряется. Кроме того, в то время как доступ МСП к рынкам капитала для финансирования может быть оспорен, Европейская комиссия утверждает, что «он приведет к существенному сокращению капитала без старших траншей секьюритизации СТС». Это повысит прибыльность банков без какого-либо влияния на экономический рост и рабочие места. Содействие небанковскому кредитному посредничеству, которое является официальной целью рынков капитала Европейского союза, фактически сводится к регуляторной субсидии для рыночной банковской деятельности, увеличит взаимосвязанность, усилит циклические тенденции и собственные и заемные средства.

Таким образом, не возражая против создания более интегрированного рынка капитала в Европейском союзе, ЕКП скептически относится к воздействию подобных тенденций на рост и рабочие места и подчеркивает важность проблемы финансовой стабильности. Проект ЕВС, предусматривающий возобновление секьюритизации, будет стимулировать финансовые субъекты к повторному введению экономики казино, сосредоточив внимание на краткосрочной прибыли и плате за оформление ценных бумаг, оставляя реальную экономику в стороне. Иными словами, Европейская комиссия восстанавливает предкризисную модель, которая привела нас туда, где мы находимся сегодня.