Президент Эстонии Керсти Кальюлайд выступила с речью на открытии осенней сессии єстонского Парламента - Рийгикогу.
Из речи президента:
Уважаемый председатель и члены Рийгикогу, высокие гости!
В год столетнего юбилея нельзя сказать о нашем государстве лучше, чем это сделал, выступая перед вами, Рейн Таагепера: ”Это государство слишком ”толстое”, поскольку требует относительно численности населения больше чиновников, чем более населенное государство. В то же время, это государство слишком ”тонкое”, поскольку оно все-таки не в состоянии обеспечить все свои особые потребности. Если бы нам не требовалось содержать базирующуюся на собственном языке культуру, то ни один сумасшедший не стал бы создавать такое маленькое отдельное государство. Но у нас есть такая культура. И она настолько сильна, что становится возможным невозможное: государство, которое является одновременно слишком толстым и слишком тонким, но все же функционирующим”.
Как мы сотворили такое чудо? Чем больше я об этом думаю, тем яснее вижу, в чем мы оказались более практичными по сравнению с другими. Оглядываясь на время Конституционной ассамблеи и двигаясь оттуда в наше время, мы видим:
- зафиксированные в Конституции разногласия между различными институциями, что делает управление государством более сложным, но безопасным — никто никогда не сможет продавить свою волю, не учитывая воли других;
- избирательную систему, которая приносит в парламент достаточно много разных взглядов и идей, чтобы все группы общества могли ощущать себя представленными в Рийгикогу;
- закон о денежной реформе, который был рискованным и оригинальным, но в балансе со строгими бюджетными требованиями дал нам безопасные деньги до присоединения к зоне евро;
- налоговую систему, по своей простоте понятную обществу, которое раньше не получало настоящих доходов и не платило настоящих налогов;
- э-государство, а также x-tee на базе общественного и частного сектора;
- эстонский закон об исследовании генов человека и генное хранилище;
- все необходимые нормативы для вступления в Европейский Союз;
- консенсус в отношении доведения расходов на оборону до уровня 2% в то время, когда многие считают этот принцип НАТО бессмысленной формальностью.
О чем нам говорит этот перечень? А о том, что за историей успеха Эстонии стоит не только смекалка наших людей и предприятий, но и, в очень большой степени, мудрость, смелость разных составов нашего Рийгикогу, а также их готовность вести дела иначе, чем принято в международной практике, а иногда и просто модно, или рекомендовано нам заезжими умными головами.
Эстония отличается от других стран именно сметливым и изобретательным законотворчеством. Мы постоянно формировали правовое пространство, способствующее привлечению новых идей и технологий, давая экономике возможность развиваться, людям получать все более высокие доходы, а также принимать участие в мировом технологическом прорыве в такой степени, в какой не смогло этого сделать ни одно другое государство.
Теперь необходимо двигаться дальше и строить. Строить на фундаменте, который хорошо нас держит.
Оглядываясь назад, можно увидеть, что Рийгикогу оставляет своей деятельностью очень ясный след: многообещающее правовое пространство, сформировавшееся в результате разумного законотворчества. Этот след невозможно сразу заметить, постепенно продвигаясь по страницам истории, пока результат не даст о себе знать. Теперь уже дает знать. Только в 33 странах мира средняя заработная плата превышает сегодняшний уровень средней зарплаты в Эстонии.
Государство, без сомнения, делает сегодня вещи, которые никогда не были нужны или больше не нужны, но прекратить их сложно. Наверное, такие действия происходят в сферах влияния каждого министерства. Но мне кажется, что все это ложится на безопасный фундамент нашего государства и остаются между его несущими стенами.
Проблемы проявляются больше в рисунке на обоях, чем в несущих конструкциях. И хотя ясно, что, изменяя несущие конструкции, мы избавляемся и от беспокоящего нас рисунка на обоях, такой подход все же нельзя считать целесообразным. Если рисунок неправильный, надо сменить обои. А то, что держит конструкцию, пусть останется в неприкосновенности. Устройство государства — это хорошо служащая нам традиция, уважающая все демократические принципы, которую нельзя трогать без серьезной причины.
Уважаемый Рийгикогу, желаю и в дальнейшем умения распознавать, что является фундаментом нашего правового пространства, будь то несущая стена, хорошо созданная надстройка или выцветший рисунок на обоях.
Желаю сил и понимания, чтобы обсуждать, могут ли наш безопасный фундамент и несущие стены выдержать такую надстройку, которую подобные нам экономически успешные государства могут себе позволить — то, что мы понимаем в широком смысле слова как государство благосостояния, заботливое государство. Наш ВВП достиг ВВП Финляндии уровня 1994 года. Как мы тогда удивлялись тамошним возможностям создания для своих людей заботливой среды!
Пришло время пожинать плоды вашего труда и труда всего народа Эстонии. На благо всех людей Эстонии. Было бы ужасно сейчас, когда наши возможности в действительности не сильно отличаются от среднего уровня по Европе — 75%, хотя еще на четверть уступают, но все же на близком к среднеевропейскому уровне — начать делить созданное нами трудом и лишениями менее солидарно, чем прежде. Конкуренция относится к сфере экономики, и экономика могла бы оставаться в Эстонии максимально свободной, без ненужных ограничений. Но поддерживающие и развивающие общество блага должны распределяться солидарно.
Образование, здравоохранение, социальная поддержка, защита от насилия и помощь при несчастных случаях — все это должно быть доступно независимо от адреса и уровня заработной платы. Лишь тогда наше общество и его члены смогут справиться с завистливой дрожью от того, что у соседа дела идут лучше. Это утешение — по крайней мере, дети ходят у нас в одинаково хорошие школы и пойдут в прекрасные вузы, операцию на сердце сделает такой же хороший хирург, полиция или пожарная команда приедут ко мне так же быстро, как и к моему богатому соседу.
Неравенство и экономическое расслоение в свободном обществе так же естественны, как и ”страдания” по поводу большой машины соседа или его навороченной газонокосилки. Но в государстве благосостояния, которое дает человеку необходимое для сохранения хотя бы надежды на лучшее будущее, если не для себя, то для детей, зависть, скорее, является ведущей вперед, а не раскалывающей силой. Утрачивается надежда — появляется обида и горечь в отношении своего государства. Тогда каждое решение государства начинает восприниматься как личная обида, и политики не понимают точно, почему именно сейчас налоги уходят в Латвию или просто остаются неуплаченными, потому что Налоговый департамент не может заглянуть в конверт. Дело не обязательно в личном практическом ущербе, оно просто в обиде на свое государство, которая, в свою очередь, ведет к отчуждению. А отчуждение — опять к гневу и злобе, а не к заботе и вниманию.
Джерело: