ДП Луганская автобаза ЗАО «Луганскстройтранс» – предприятие с богатой и славной историей – сегодня переживает непростые времена. Главная беда оставшегося маленького коллектива – отсутствие заказов. Как выживают и на что надеются оказавшиеся в «патовой» ситуации профессионалы?
Об этом мы беседуем с инженером по безопасности движения, председателем профсоюзного комитета предприятия А.И. БЕЗУГЛОВЫМ.
– Александр Иванович, ваше предприятие существует не один десяток лет. Еще не так давно оно было весьма успешным?
– Луганская строительная автобаза Минтяжстроя УССР (так раньше называлось предприятие) существует с 60-х годов прошлого века. Нашей главной задачей было обслуживание строительных организаций, перевозка необходимых для них материалов – песка, щебня, кирпича... Иными словами, наши работники участвовали в любом строительстве – начиная с нулевого цикла и до окончания работ. Так что с их помощью построен практически весь Луганск – заводы, школы, жилые дома… Наши машины работали на домостроительном комбинате, поэтому кварталы им. Ленинского комсомола, Гагарина, Дзержинского и многие другие возводились и нашими руками.
В те годы руководство автобазы частенько ругали за нехватку машин. Хотя у нас был серьезный автопарк – ИФы, МАЗы, КАМАЗы, ЗИЛы... И каждый год он существенно обновлялся. В областном автоуправлении Минтяжстроя существовал специальный накопительный фонд, и мы покупали 10-15 новых машин в год. Помню, я лично ездил в Набережные Челны, откуда мы пригнали 12 новеньких КАМАЗов. В советские времена у нас было множество автобаз по всей области: в Лисичанске, Красном Луче, Свердловске, Перевальске, других городах. Головной офис находился в областном центре. Здесь же тогда работали три автоколонны: одна на улице Демина, вторая на ул. Краснодонской, третья – в районе квартала им. Щербакова. Последняя – самая молодая, там была построена мойка и цех реставрации машин.
Соответственно, на автобазе был и огромный коллектив – около 1000 человек: водители, диспетчеры, автослесари, механики. Трудились мы в 2-3 смены. Но заказов было столько, что иногда машин, действительно, не хватало. Словом, была налажена и отработана четкая, без сбоев система работы. И условия для людей создавались прекрасные. На автобазе работала собственная столовая. Был у предприятия и свой автобус, и домики в Геленджике – так что каждое лето мы имели возможность отдыхать у моря. А для детворы работал пионерский лагерь в Макарово, который назывался «Березка». Без труда содержали и свой детский сад.
– Все это уцелело?
– Увы, нет. Сейчас предприятие называется ДП Луганская автобаза ЗАО «Луганскстройтранс». Возглавляет его Владимир Михайлович Мерьемов. За эти годы не только изменилось название и сменилось руководство. Качественно поменялась сама жизнь нашей, когда-то преуспевающей автобазы. У нас осталось всего 18 машин, да и те простаивают, потому что работы нет. Еще 3-4 года назад она (пусть и не в прежних объемах), но все-таки была. К примеру, мы участвовали в строительстве объездной автодороги в Луганске. По договору сотрудничали с несколькими угольными предприятиями. Правда, в некоторых случаях с нами так и не рассчитались. Скажем, по договору же выполняли работы для дорожной посреднической фирмы из Красного Луча. По их окончании фирма распалась и по сей день должна нам 250 тысяч гривен, которых мы, наверное, так и не увидим.
Могу еще вспомнить работы на Луганской ТЭС в г. Счастье, где мы делали шлакоотстойники для сброса шлаков со станции. Ни в одном случае к нашим работникам не было никаких претензий, напротив, все наши партнеры хвалили и специалистов, и технику, и отношение к делу. Но все это было несколько лет назад. В 2012-м мы работали гораздо меньше – преимущественно по уборке мусора на территории Луганска. А в нынешнем году вообще ни одна наша машина никуда не выезжала! Вот так кризис подошел к предприятию вплотную.
Да и как в сегодняшней ситуации могло быть по-другому? Ведь в Луганске ничего не строится – ни здания, ни дороги. Даже частное строительство в последнее время замерло – осталось, в сравнении с прошлым годом, процентов 20. В области какие-то процессы еще идут: к примеру, строился конвертерный цех на Алчевском меткомбинате, велись работы на Лутугинском заводе прокатных валков… Но в них мы, к сожалению, не участвовали. А в областном центре – тишина. Мы слышим только обещания.
Что уж тут говорить о «социалке»? Базу в Геленджике пришлось оставить, лагерь мы тоже не «потянули» – не хватает финансов.
– Как же вы выживаете?
– Нас спасает цех реставрации автомобилей, о котором я уже упоминал. Часть территории в районе кв. Щербакова, где раньше находилась третья автоколонна, пришлось продать – остался только этот цех и склады. Наши специалисты обслуживают любые грузоподъемные машины – делают капитальный ремонт, реставрируют ходовую часть, тормозную систему, мосты, редукторы, силовые установки... В общем, выполняют весь спектр работ.
Трудятся в цехе реставрации машин водители первого класса с опытом работы 25-30 лет – Юрий Васильевич Дзюба, Анатолий Иванович Зорик и другие. Естественно, они знают автомобиль, как свои пять пальцев. Вот и приходится зарабатывать деньги на обслуживании и ремонте чужих машин. О нашем цехе уже хорошо знают не только в городе, но и в области. К примеру, к нам часто обращается группа компаний «Агротон», многие другие предприятия.
Территорию на улице Демина сдаем в аренду, но денег с этого практически не имеем. За счет аренды платим за землю, свет, немного остается на зарплату, ведь там работают сторожа и истопники. Так что, без преувеличения, выживаем. На эти меры пришлось пойти, чтобы окончательно не потерять коллектив. Таких уникальных специалистов, как остались у нас, терять нельзя, ведь сейчас их практически не готовят. Кажется, осталась пара профтехучилищ такого профиля. Но кто научит молодых ребят премудростям практической работы, если львиная доля опытных «спецов» – пенсионеры?
Вот так и перебиваемся в надежде на то, что в Луганске откроется вторая очередь строительства объездной автодороги, и мы снова будем востребованы.
– В чем вы видите толчок к возрождению предприятия?
– Прежде всего, в возрождении украинской строительной индустрии. С ним будет связано «второе рождение» не только нашей автобазы. По большому счету, все «завязано» на строительстве – развитие металлургии, машиностроения, строительных материалов, других отраслей. Говорят, государство, которое не строит, умирает. Я с этим полностью согласен. Начнется строительство – все сдвинется с мертвой точки. А сейчас что происходит? Строительная техника – экскаваторы, бульдозеры, грейдеры – не пользуется спросом, значит, заводы по ее производству стоят. Да и в Луганской области подобных примеров немало. Один из самых ярких – Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», который сейчас практически остановлен. А ведь там работало более 3 тысяч человек, были свой детский сад, база отдыха, достойные зарплаты. Сейчас люди массово сокращаются. В чем причины нынешнего упадка крупнейшего предприятия Луганской области? В высокой цене на газ и, соответственно, высокой себестоимости стекла. Но не только. Третья, не менее серьезная причина – отсутствие строительства. Попросту некому покупать лисичанское стекло – энергосберегающее, прекрасного качества, которое проверено годами.
Далеко не лучшие времена переживает и Рубежанский кирпичный завод, где производился силикатный кирпич для всей Украины. Я помню, когда произошла авария на ЧАЭС, мы возили рубежанский кирпич в зону отчуждения для строительства домиков для переселенцев. А сейчас он практически не востребован.
О возрождении строительной отрасли нужно всерьез задуматься правительству. Ведь все еще может поменяться. Как это случилось, например, на Луганском тепловозостроительном заводе. Пошли заказы – и сейчас и речь не идет о сокращении, люди работают, постоянно набираются специалисты. А наши «спецы» высокого класса обслуживают чужие автомобили! Правительству нужно наладить строительство жилых домов по ипотечным программам. В крупных городах – Киеве, Донецке – эти процессы идут. У нас – нет. Начнется строительство – снова заработают автобазы, домостроительный комбинат, база механизации и много других луганских предприятий. Будет вовремя выплачиваться зарплата, пойдут отчисления в бюджет, Пенсионный фонд. А без такого движения нас ждет полный упадок.
– Можно ли сказать, что сегодня ваш небольшой коллектив живет только ожиданием?
– Нет, мы стараемся жить насыщенной, полноценной жизнью. К примеру, каждый год вместе отмечаем День автомобилиста. Даже когда на предприятии сложилась такая сложная ситуация, находим для этого резервы. Раньше всем коллективом выезжали в Станично-Луганский район, посещали его «знаковые» места – памятники князю Игорю, героям Великой Отечественной войны. Потом все вместе отправлялись на берег Донца, где проводили соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, отжиманию гири, волейболу, футболу. Сейчас своего автобуса у нас, к сожалению, нет, поэтому выезжать получается не всегда. Но ко Дню защитника Отечества обязательно проводим соревнования по пулевой стрельбе из спортивных винтовок и пистолетов в тире ДОСААФ. Покупаем и вручаем призы за первые - вторые места. И положительных эмоций – море.
Очень большой плюс, что работаем в полном согласии с руководством предприятия. Каждые три года обязательно заключаем коллективный договор. А если кому-то нужна помощь от автобазы (на лечение или другие нужды), часть средств выделяет профсоюз, часть руководство – без всяких вопросов.
В общем, стараемся не унывать и не складывать руки. Что-то придумываем, как-то выкручиваемся – и верим в лучшие времена. Ведь из любой, даже самой «патовой» ситуации всегда есть выход.
Анна САВИНОВА,
Луганск