12 сентября состоялось совместное заседание Общественного совета при Одесской облгосадминистрации на тему «Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006». В ходе заседания, которое провела председатель совета Тамила Афанасьева, рассматривались вопросы, актуальные для моряков и морской общественности: о вступлении 20 августа 2013 года в силу Сводной Морской конвенции Международной организации труда «Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006»; о требованиях Манильских поправок 2010 года в Конвенции ПДНВ. Имплементация этих требований Украиной; о проекте обращения от Общественного совета при облгосадминистрации.
В работе совета принимали участие представители Министерства инфраструктуры Украины, облгосадминистрации, крюинговых агентств, учебных морских заведений, профсоюзных организаций, юридических служб по морскому праву.
С информацией выступили ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов, представитель Министерства инфраструктуры Украины. Заместитель председателя государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте Николай Севирин, председатель ПРМТУ Михаил Киреев, первый заместитель председателя ПРМТУ Олег Григорюк, инспектор Международной федерации транспортников в Украине Наталья Ефрименко, заместитель генерального директора Федерации работодателей транспорта Украины по правовым вопросам Татьяна Титаренко, генеральный директор ДП корпорации «В.Шипс (Украина)» Игорь Сафин, доцент кафедры морского и таможенного права Национального университета «Одесская юридическая академия» Юрий Сергеев.
В работе Общественного совета принял участие и выступил заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Украинец. Перед началом совещания он дал интервью, в котором, в частности, сказал:
– Профсоюз работников морского транспорта Украины вступил в очень важный этап своей работы по нормативному обеспечению работы моряков, работников украинских морских портов, покрытием международным законодательством. Еще 12 лет назад отраслевой Профсоюз предложил Национальному совету социального партнерства, украинскому правительству в Генеральном соглашении (и это было подержано тогда) ратифицировать не менее десяти конвенций, которые очень важны для найма моряков, для безопасности работы в портах и на судах и других направлений. Тогда эта работа была проведена, но она не завершилась конечным результатом, потому что те 36 морских конвенций Международной организации труда, которые действовали на тот момент, были заменены новой сводной конвенцией, которая охватывает все стороны работы. В феврале 2006 года на заседании Международной организации труда была принята Сводная Морская конвенция, которая включила в себя 38 морских специализированных конвенций. С тех пор все морские страны начали подготовку к ее ратификации и к приведению законодательства своих стран в соответствие нормам и положениям Конвенции. С 2006 года ведется подготовительная работа в Украине. Локомотивом здесь выступает Профсоюз работников морского транспорта Украины. Но получил большое сопротивление со стороны некоторых чиновников министерств и ведомств. И не полное понимание было со стороны работодателей. Эта работа вступила в следующую стадию, когда мы подключили экспертов МОТ, которые три раза приезжали в Украину, на самом высоком уровне. Очень мощно включился национальный координатор Международной организации труда. Проведено было не менее пяти крупных семинаров, «круглых столов» для того, чтобы привлечь внимание всех сторон социального диалога. Обучено три эксперта от ПРМТУ.
При Федерации профсоюзов Украины, после обращения председателя ПРМТУ Михаила Киреева, в июле 2012 года была создана экспертная группа из высококвалифицированных юристов, экономистов, других специалистов. Эта группа сопровождает конвенцию и оказывают максимальную поддержку отраслевому Профсоюзу. Я в Одессу приехал, как руководитель экспертной группы, чтобы донести позицию профсоюзов и заручиться поддержкой, чтобы ускорить процесс присоединения Украины к этой конвенции.
Сейчас идет заключительный этап. Удалось, как мне кажется, убедить Национальный трехсторонний социально-экономический совет при Президенте Украины и работодателей, и они поддержали нас. Но эти двусторонние консультации, предварительное рассмотрение на Национальном совете привело к тому, что Министр социальной политики Украины уже представила проект Закона о ратификации, который согласован профсоюзами и работодателями. Поэтому наша задача на этом заседании – дать поручение министерствам ускорить эту работу и внести Президенту Украины с тем, чтобы он подал этот законопроект для принятия в Верховную Раду Украины. И таким образом Украина присоединиться к конвенции.
Для наших моряков принятие этой конвенции позволит прежде всего существенно снизить уровень дискриминации на судах иностранных судовладельцев.
Очень тревожно то, и поэтому сегодня мы в Одессе собираемся на расширенном заседании Общественного совета при Одесской облгосадминистрации, что конвенция вступила в действие 20 августа и уже есть отрицательные сигналы, когда отказывают государства флага в выдаче соответствующих документов. Вот по Панаме первый пример. Учебные заведения получают отказы по своим соответствующим согласованиям. То есть мы предупреждаем, что если конвенция не будет ратифицирована Украиной, то страна будет нести экономические потери. Поэтому мы хотим услышать мнение членов Общественного совета при облгосадминистрации, мы хотим поддержки совета в адрес Национального трехстороннего социально-экономического совета при Президенте Украины с тем, чтобы было достигнуто хорошее конечное решение, а именно, принятие законопроекта Верховной Радой Украины.
Это важно, потому что на судах иностранных судовладельцев работает свыше 70-ти тысяч украинских моряков. Причем это высокопрофессиональные кадры, это не рядовой состав. От работы этих людей зависит экономика региона. Речь идет о сотнях миллионов долларов, которые поступают на потребительский рынок Одессы и области каждый год. И самое главное: мы ждем, что эта конвенция подстегнет качественные преобразования в портах страны, что позволит привлечь дополнительные грузопотоки.
Эта конвенция важна тем, что в нее вошли все конвенции, которые ранее принимались разрозненно. Некоторые страны принимали одни конвенции, а другие конвенции не принимали. Теперь, если государство присоединяется к конвенции, то оно присоединяется ко всем конвенциям, что предусматривает для всех единые правила.
Вот что сказал по этому поводу председатель ПРМТУ Михаил Киреев:
– Одесса – крупный поставщик моряков, здесь много крюинговых агентств. Есть также в Севастополе, Херсоне, но, конечно, 80 % здесь. Это вузы, которые ежегодно выпускают более тысячи моряков. Украина сегодня делит четвертое место с Россией по поставке моряков офицерского состава на международный рынок труда. Украинские моряки стали более востребованы, потому что это высококвалифицированные кадры. Мы периодически встречаемся с судовладельцами. Недавно была крупная конференция в Сингапуре. Некоторые суда компании «Вишипс» с нашими экипажами перешли работать в тот регион. И Сингапурский профсоюз посчитал их своими членами профсоюза, покрыл их договорами. Поэтому мы поехали туда, нашли понимание с нашими коллегами о том, что если моряк находится какое-то время на берегу, то он и его семья нуждаются в медицинском страховании, других социальных вопросам. В Сингапуре был также президент Ассоциации судовладельцев, со многими судовладельцами мы познакомились. Из тысячи судов, которые работают в Сингапуре, всего 200 человек сингапурских. Остальные моряки из разных стран. Мы предложили им открыть в Одессе центр по найму и помочь в подборе высококвалифицированных кадров. Потому что, как правило, все руководители крюинговых агентств в Одессе принимают участие в выпускных экзаменах в морской академии и выбирают наиболее достойных выпускников. Компания «Вишипс» занимается серьезной кадетской программой, курсанты после третьего курса уже идут работать кадетами на судах компании. Судовладельцы присматриваются к ним и отбирают лучших для дальнейшей работы.
В результате обсуждения было принято соответствующее обращение.
Людмила Долинская,
заведующая пресс-центром
Федерации профсоюзов Одесской области