ek 11

 

Позиция Европейской федерации профсоюзов общественного обслуживания (ЕФПОО. 

Будучи главным выразителем интересов работников общественного обслуживания Европы, ЕФПОО полностью поддерживает Рекомендации ЕКП по коллективно-договорному регулированию, направленные на повышение заработной платы, компенсацию потерь от инфляции и обеспечение трудящимся справедливой доли роста производительности на национальном уровне. Переговоры по оплате труда представляют для национальных социальных партнеров национальный вопрос. Социальные партнеры являются самостоятельными, поэтому мониторинг заработной платы не может быть предметом встречи на высшем уровне по вопросам заработной платы.

Рекомендации по коллективно-договорному регулированию должны применяться во всех секторах и всеми возможными средствами. Поэтому в собственных рекомендациях ЕФПОО недвусмысленно говорится о том, что оплата труда в государственном секторе должна развиваться параллельно с оплатой труда в частном секторе. Кроме того, мы требуем, чтобы правительства не делали работников общественного обслуживания балансирующей статьей бюджета. Сопротивление работников общественного обслуживания растет: об этом свидетельствует забастовка в общественном секторе Словении в начале этой недели. Правительства продолжают практиковать урезание зарплат и сокращение рабочих мест. Меры жесткой экономии, навязываемые Еврокомиссией и Евросоветом, стали одним из крупнейших проектов по уничтожению рабочих мест в истории ЕС.

Мы нуждаемся в подлинном социальном диалоге и коллективно-договорном регулировании государственного сектора на национальном уровне, в чем нам отказывает ряд правительств стран Европы, чьи действия фактически одобрены «тройкой», продолжающей вмешиваться в дела Греции, Португалии, Испании и Ирландии. Государства-члены ЕС разрушают институты социального диалога, а Еврокомиссия, Комитет по вопросам занятости и работодатели вовсе не противятся этому.

В исследовании МОТ, посвященном регулированию общественного сектора в Европе, идет речь об атаках на коллективно-договорное регулирование общественного сектора. Так, в частности, координатор исследования Даниель Воган-Уайтхед отметил: «Пренебрежение социальным диалогом в процессе реформирования и отмена ряда положений, способствовавших коллективно-договорному регулированию, привели к ухудшению условий труда в общественном секторе. Кроме того, сектор утратил имидж примерного работодателя, гарантирующего занятость, заключение коллективных договоров, участие работников в принятии решений, надлежащую зарплату и условия труда, стал заимствовать практику частного сектора. Такие изменения и пути их претворения в жизнь вызвали волну демонстраций и забастовок работников общественного сектора, к которым нередко присоединялись и другие социальные группы по всей Европе». См. подробности на вебсайте МОТ.

Мы не согласны с тем, что сдерживание роста заработной платы в государственном секторе является способом контроля оплаты труда в частном секторе. Кроме того, в большинстве стран уровень оплаты труда в государственном секторе выше чем в частном. Мы не согласны с рекомендациями Евросовета по заработной плате (1992), гласящими о том, что рост зарплат в государственном секторе должен сдерживаться и служить примером для частного сектора. Наши работодатели координируют этот вопрос на уровне ЕС, но отсутствуют какие-либо доказательств того, что все работает именно так.

В рабочем документе ЕЦБ за 2008 год идет речь о «ведущей роли частного сектора» или, по крайне мере, общих тенденциях следования зарплаты за ценами, а в специальном документе ЕЦБ за июнь 2010 года говорится: «По большей части, зарплаты в частном секторе оказывают сильное влияние на зарплаты в государственном секторе, а не наоборот».

Важным моментом является то, что профсоюзы и работодатели должны вести переговоры в соответствии с Рекомендациями ЕКП, добиваться реального повышения зарплат, а не следовать навязываемым изменениям системы оплаты труда, таким, как наблюдаемые в последние годы урезание и замораживание зарплат, что является коленным рефлексом реакции правительств вместо ответственного и взвешенного подхода к переговорам об оплате труда.

Системы оплаты труда в государственном и частном секторах различных стран различны и их оценка может быть осуществлена лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Они не являются чем-то, что должно жестко применяться из года в год.

Вызывает особую тревогу то, что в последние годы подход правительств ряда стран сводит на нет неоценимый вклад государственного сектора в решении проблем низких зарплат и сокращения разрыва в оплате труда. МОТ может оказать поддержку и в этом случае. По словам Даниэля Вогана-Уайтхеда: «равномерное урезание зарплат по всей тарифной сетке привело к росту неравенства и больно ударило по низшим разрядам, вытолкнув немало работников за черту бедности».

И, наконец, возвращаясь к изначальному вопросу о развитии заработной платы в соответствии с национальной средней производительностью, необходимо, чтобы европейские институты признали, что имеющиеся в наличии данные о производительности государственного сектора является недостаточным и многое выпускается из виду. Они не отражают реальных изменений производительности общественного обслуживания, не учитывают главный вопрос качества, которое является жизненно важным для многих из основных общественных услуг.

Следует также отметить, что сокращение рабочих мест в налоговых органах в то время, как растет потребность в борьбе с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством, также является неверным политическим решением.

 

Выводы

 

  • Сдерживание, замораживание и снижение зарплат, сокращение занятости и сталкивание людей в бедность оказывают отрицательное воздействие на (экономический) спрос и не способствуют созданию рабочих мест, а также имеют долгосрочные последствия для качества услуг (см. точку зрения МОТ далее).
  • Необходимо остановить разрушение институтов социального диалога и коллективно-договорного регулирования.
  • Необходимо остановить обособление государственного сектора путем применения центральных рекомендаций. В этом случае уничтожается больше, чем было создано. Если так будет продолжаться, то возникнет реальный риск социальных волнений. 
  • Национальные социальные партнеры имеют все необходимые полномочия для участия в модернизации, обновлении и содействии занятости.

Кроме того, в пресс-релизе МОТ о регулировании государственного сектора отмечается: «Урезание зарплат и ухудшение условий труда в государственном секторе по сравнению с частным сектором привело не только к росту эмиграции, в особенности врачей, медсестер и учителей. Помимо этого, государственный сектор практически прекратил привлекать молодых квалифицированных выпускников, которые ранее были ему жизненно необходимы», – отметил Д. Воган-Уайтхед.

В исследовании также идет речь об ухудшении социального климата в государственном секторе. Реформы в государственном секторе нередко провоцируют волну неожиданных и массовых демонстраций и забастовок работников общественного сектора, к которым, как правило, примыкают другие социальные группы по всей Европе.

По словам эксперта МОТ существует необходимость укрепления социального диалога между правительствами и трудящимися, а также параллельного рассмотрения налоговых и других важных вопросов.

«Такие вопросы, как равенство, социальный диалог, перспективы трудоустройства, условия труда, эффективность и качество общественного обслуживания заслуживают большего внимания. Только при таких условиях общественное обслуживание в Европе сможет по-прежнему оставаться важным источником социальной сплоченности и экономического роста», – подчеркнул Д. Воган-Уайтхед. См. подробности на вебсайте МОТ.

 

Перевод с английского языка осуществлен

департаментом международной работы аппарата ФПУ