Ключевые вопросы
• Основной задачей межведомственного соглашения (МС) должно быть укрепление демократического процесса принятия законов.
• МС должно обеспечивать качественное законодательство для европейских граждан. Оно не должно привести к подрыву существующих прав трудящихся или предотвращению дальнейшего усовершенствования социального законодательства.
• Исключительные права Европейского парламента должны быть усилены с целью оказания влияния на направление законодательного программирования.
• ЕКП выступает против упрощенного режима для малого и среднего бизнеса и прямых льгот для микропредприятий.
• Соглашения второго чтения должны оставаться нормой, а трехсторонние переговоры не должны проводиться, если окажется, что позиции Европарламента и Совета являются далекими друг от друга. Совет должен быть ограничен разумными временными рамками для разработки общей позиции.• Оценка воздействия должна включать социальные последствия новой инициативы, а также издержки, связанные с отсутствием законодаьтельного регулирования данного вопроса. Регуляторный совет, невыборный орган, не должен решать, следует ли принимать новое предложение.
• ЕКП решительно выступает против создания независимых панелей для оценки воздействия в ходе законодательной процедуры и введения дополнительной оценки воздействия по «существенный» поправкам.
• Консультации с общественностью не должны рассматриваться в качестве замены консультациям с социальными партнерами. Кроме того, соглашения между социальными партнерами не должны подвергаться какой-либо оценке воздействия.
• ЕКП выступает против того, чтобы от государств-членов требовали не выходить за рамки необходимого при имплементации законодательства ЕС.
• Комиссия должна взять на себя обязательство уделять больше внимания первому чтению в Европарламенте до отзыва законодательной инициативы.
• Три учреждения должны уважать и содействовать реализации фундаментальных прав в своей законодательной деятельности.
Предистория
В мае 2015 года Еврокомиссия опубликовала предложение о новом Межведомственном соглашении (МС) об усовершенствованию регулирования, работа над которым должна быть завершена к концу 2015 года. Оно призвано заменить Межведомственное соглашение 2013 года об улучшении законотворчества. МС является юридически обязывающим договором между Европарламентом, Советом и Комиссией, в котором содержатся договоренности об их сотрудничестве, в частности, в сфере законодательной работы.
ЕКП очень критически отнеслась к пакету предложений об усовершенствовании регулирования. Они увеличивают бюрократию, препятствуют прогрессивным изменениям и дедемократизируют Европу.
По мнению ЕКП, МС не должно фокусироваться на упрощении и сокращении административных барьеров. Вместо этого, его главная цель должна заключаться в укреплении демократического процесса принятия законов и обеспечении большей легитимности правил ЕС.
Необходимость большей демократической легитимности
ЕКП признает роль Комиссии как гаранта договоров ЕС, а также ее исключительное право законодательной инициативы. Тем не менее, должное внимание должно быть уделено легитимности Европарламента как единственного напрямую избираемого органа. Однако, в предложениях об улучшении регулирования используется ориентированный на Комиссию подход.
В соответствии с пунктами 2-6 проекта МС, Комиссия сохранит ведущую роль в программировании и планировании законотворческой деятельности ЕС. Роль Европарламента ограничивается информированием и участием в обмене мнениями.
ЕКП считает, что Европарламент должен иметь реальную возможность влиять на направление законодательного программирования.
В параграфе 5 предлагается, чтобы три учреждения ежегодно утверждали перечень приоритетных предложений, в том числе предложений по усовершенствованию или упрощению существующего законодательство и уменьшению административного бремени, особенно для малых и средних предприятий. ЕКП считает, что приоритетом вместо этого должно быть новое законодательство, например, в таких важных областях, как профессиональное здоровье и охрана труда.
Конкретное упоминание малых и средних предприятий должно быть удалено. ЕКП против выбора одной из сфер общества, бизнеса, в качестве основного бенефициара «лучшего регулирования». Законодательство должно приносить пользу обществу и интересы бизнеса не должно ставиться выше интересов работников или охраны окружающей среды. ЕКП напоминает что 85% занятых в ЕС работают на малых и средних предприятиях. ЕКП также подчеркивает, что более крупные компании могут искусственно изменить свою структуру, с тем, чтобы соответствовать требуемым пороговым значениям, тем самым усугубляя недобросовестную конкуренцию в ущерб действительно малым предприятиям.
Лучшие инструменты регулирования?
Наиболее существенный раздел проекта МС относится к применению «лучших инструментов регулирования». Комиссия предлагает проводить оценку воздействия своих инициатив. Затем будет необходимо провести оценку воздействия любой «значительной» поправки к предложению Комиссии.
Кроме того, проект МС закрепляет принцип консультаций с заинтересованными сторонами в качестве неотъемлемого компонента лучшего регулирования. Такие консультации должны проходить в течение восьми недель после одобрения Комиссией своего предложения и проведения оценки его воздействия. Мнения, собранные в процессе консультаций, должны быть представлены законодателям в начале законодательного процесса.
Оценка воздействия – приоритет потребностям бизнеса
ЕКП не согласна с тем, оценка воздействия является нейтральным техническим инструментом. Вместо этого, они нередко используются в качестве политического инструмента, не только задерживая принятие законодательства, но также и внося рекомендации, основывающиеся на предвзятом отношении к экономическим затратам с уделением недостаточного внимания социальным и экологическим выгодам, а также потенциальным долгосрочным преимуществам.
Комиссия должна взять на себя обязательство проводить всестороннюю оценку воздействия. Серьезное внимание должно обращаться на социальные и экологические последствия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Потери в связи с отсутствием законодательного регулирования должны четко указываться в оценке воздействия.
Регуляторный совет, который будет оценивать качество оценок воздействия Еврокомиссии, должен иметь чисто консультативную роль и работать прозрачно и сбалансировано. ЕКП считает, что оценки воздействия должны публиковаться в полном объеме, как только будут завершены, и до того, как Комиссия приняла или отклонила соответствующую политическую инициативу.
Учитывая характер соглашений между социальными партнерами, они не должны быть предметом оценки воздействия.
ЕКП выступает против введения дополнительных оценок воздействия на «существенные» поправки, а также создания «независимой панели», состоящей из членов, назначаемых каждым из трех органов. Принятие решений должно оставаться правом демократически избранным представителей.
Консультации с заинтересованными сторонами и обратная связь
ЕКП неоднократно выступала с критикой ненадежности данных, собранных в ходе публичных консультаций. Индивидуальные ответы от собственников акций компаний и находчивых лоббистов не следует воспринимать на равных основаниях с мнением такой организации, как ЕКП, которая представляет 60 миллионов работников.
Самое важное – публичные консультации не могут рассматриваться в качестве замены консультаций с социальными партнерами. ЕКП призывает институции ЕС ввести параграф, уточняющий, что консультации с общественностью проводятся без ущерба консультациям, предусмотренным в статье 155.2 Договора об основании ЕС.
Улучшение минимальных стандартов
ЕКП выступает против требования к государствам-членам не выходить за рамки необходимого при имплементации законодательства ЕС. В этом случае минимальные стандарты превратятся в максимальные, что приведет к регрессии национального законодательства на всей территории ЕС. Государства-члены должны стремиться к социальному прогрессу, и поэтому могут сохранять или вводить более строгие защитные меры, что предусмотрено статьей 153(4) Договора об основании ЕС.
Упрощение
Вопреки обычной процедуре пересмотра, в проекте МС Комиссии предоставляется право в одностороннем порядке определять сферу законодательных изменений и, следовательно, роль Европарламента еще больше ограничивается.
ЕКП сожалеет, что чрезмерное использование права Еврокомиссии на отзыв законопроектов, например, в случае пересмотренной Директивы об охране материнства, предложения по директиве о расстройствах опорно-двигательного аппарата и по пересмотру Директивы о канцерогенных веществах, не нашло свое отражение в проекте МС.
Уважение фундаментальных прав
ЕКП рекомендует трем институциям обязаться уважать и содействовать реализации фундаментальных прав в своей законодательной деятельности. Должны быть разработаны механизмы мониторинга соответствия правил ЕС фундаментальным правам, в том числе таким инструментам, как Хартия основных прав и Европейская конвенция по правам человека.
Департамент міжнародної роботи