Кабинет министров Украины игнорирует требования Федерации профсоюзов пересмотреть набор продуктов, товаров и услуг прожиточного минимума, который не менялся в стране уже 15 лет.
Федерация профсоюзов Украины в ответ на публикацию в РИА Новости Украина материала "Кабмин не в состоянии самостоятельно пересмотреть прожиточный минимум" сообщила, что неоднократно поднимала этот вопрос перед правительством Украины, однако правительственная сторона считает пересмотр прожиточного минимума нецелесообразным. РИА Новости Украина полностью публикует документ, предоставленный ФПУ.
Позиция Федерации профсоюзов Украины
Законом Украины "О прожиточном минимуме" предусмотрено, что наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для определения прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения необходимо пересматривать не реже одного раза в пять лет.
Однако до сих пор для определения прожиточного минимума продолжают применяться наборы, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.2000 г.. № 656. В нарушение действующего законодательства наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для определения прожиточного минимума в Украине не пересматривался уже 15 лет.
"Просмотр существующих и формирования новых наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения, по инициативе профсоюзов, было начато еще в 2009 году. При этом принципиальные предложения и замечания профсоюзной стороны учтены не были", — подчеркивается в сообщении ФПУ.
По результатам этой работы проект постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения" было отправлено Минэкономразвития Украины в адрес СПО объединений профсоюзов только в январе 2013 года.
При этом увеличение стоимости прожиточного минимума, рассчитанного на основе предложенных в последнем проекте обновленных натуральных наборов, по сравнению со стоимостью действующих наборов в среднем на одного человека, составляло всего 6 гривен. И это притом, что фактический размер прожиточного минимума в 2013 году превысил законодательно установленный размер прожиточного минимума в среднем на душу населения на 66 грн, а для трудоспособных лиц — на 75 грн. По состоянию на 1 апреля с.г. эта разница увеличилась в 6 раз и составляет в среднем на одного человека — 429 грн, а для трудоспособных лиц — 469 грн.
"Возвращаясь к вопросу о пересмотре наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для определения прожиточного минимума отмечаем, что поскольку процесс утверждения предложенного варианта наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения затянулся до 2013 года, и, учитывая мизерные изменения в размере прожиточного минимума, СПО объединений профсоюзов не согласовал указанный проект постановления правительства и предложил разработчику оперативно доработать эти наборы", — говорится в сообщении.
Одновременно СПО объединений профсоюзов было предложено Минэкономразвитию срочно создать межведомственную рабочую группу по подготовке предложений по дальнейшей актуализации наборов, входящих в состав прожиточного минимума, включив в ее состав представителей центральных органов исполнительной власти и сторон социального диалога, и в 1 апреля 2013 внести обновленный вариант наборов для проведения его научно-общественной экспертизы с участием Минсоцполитики, Минфина, Минздрава, общих представительных органов профсоюзов и работодателей. К сожалению, подчеркивают в ФПУ, до сих пор соответствующие действия правительством не проводились.
Вместе с тем Федерация профсоюзов Украины постоянно требовала и продолжает требовать от правительства выполнить требование действующего законодательства и актуализировать наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения для определения прожиточного минимума. В частности с этим вопросов в последние годы ФПУ обращалась к премьер-министрам Украины (Азаров, Яценюк), Президенту Украины П.Порошенко, министру социальной политики Украины (Королевской, Л.Денисовой, П.Розенко), Совету национальной безопасности и обороны Украины, Комитету Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда.
Сейчас социальными партнерами начата работа над проектом нового Генерального соглашения, в котором среди многих других важных вопросов профсоюзы требуют от Кабинета Министров Украины актуализировать и безотлагательно утвердить обновленные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения для определения прожиточного минимума. К сожалению, в настоящее время, правительственная сторона считает указанное требование профсоюзов нецелесообразным.
Вместе с тем, проблема актуализации наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения для определения прожиточного минимума не является единственной проблемой в применении базового государственного социального стандарта, на основе которого определяются размеры основных государственных социальных гарантий, в том числе пенсии, социальной помощи, минимальной заработной платы и т.п.
Фактически имеющийся в Украине прожиточный минимум уже давно перестал выполнять функцию базового социального стандарта для определения достаточного уровня жизни граждан, а потому нуждается в обновлении с учетом потребностей социально-экономического развития.
Сегодня прожиточный минимум определяется нормативным методом на основании наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые не пересматривались с 2000 года.
Одной из причин этого является метод, который является устаревшим и трудоемким, поскольку невозможно научно обосновать нормы и сроки потребления по каждому товару непродовольственной группы, а также определить необходимый объем услуг для удовлетворения реальных потребностей человека, в частности в жилье, оздоровлении, платных образовательных и медицинских услугах. Чрезмерная детализация составляющих набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров и услуг является несколько противной и часто ставит под сомнение рациональность установки и функционального назначения прожиточного минимума. Таким образом, неспособность прожиточного минимума обеспечивать расширенное воспроизводство населения, ставит под сомнение легитимность использования этого показателя в системе социальной политики как базового социального стандарта.
Величина прожиточного минимума в настоящее время не учитывает ряд жизненно необходимых расходов: на жилье, образование, оздоровление, содержание детей в дошкольных учебных заведениях, платные медицинские услуги и тому подобное.
В то же время статья 5 Конвенции МОТ №117 об основных целях и нормах социальной политики, законопроект о ратификации которой сейчас готовится для представления Президенту Украины для внесения в Верховную Раду Украины, говорит, что при определении прожиточного минимума учитываются такие основные потребности семей работников, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.
Несмотря на протесты профсоюзов, в законодательстве введен показатель "уровень обеспечения прожиточного минимума", который вообще нивелирует значение прожиточного минимума как базового социального стандарта, противоречит законодательству, противоправно ограничивает уровень социальной помощи и нарушает конституционные права граждан, что недопустимо.
Однако важнее всего то, что заниженный уровень прожиточного минимума влияет на общую оценку уровня жизни в Украине, а это в свою очередь непосредственно недостоверно характеризует уровень бедности в стране, положение бедного населения и искажает результаты выполнения Украиной Целей развития Тысячелетия по борьбе с бедностью, сокращение неравенства и повышение качества жизни населения страны.
С целью решения этих проблем в течение 2013-1014 годов, по инициативе профсоюзов, вопрос прожиточного минимума обсуждался с учеными, представителями центральных органов исполнительной власти, профсоюзами и работодателями. Участники этих встреч пришли к выводу о необходимости изменения методологии определения прожиточного минимума.
С целью выработки согласованных предложений к проекту Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины "О прожиточном минимуме" создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию методологии определения прожиточного минимума, состав которой утвержден приказом Минсоцполитики от 09.10.2013 № 654. В эту группу вошли представители Минсоцполитики, Минфина, Минэкономразвития, Госстата, научных учреждений, стороны профсоюзов и работодателей.
На заседаниях межведомственной рабочей группы обсуждались предложения по совершенствованию определения прожиточного минимума, в частности, внесение изменений в Законы Украины "О прожиточном минимуме", "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях" и "Об оплате труда".
Однако, при обработке поступающих предложений, по значительному кругу вопросов не удалось достичь единого мнения. Несмотря на это в начале февраля с.г. Минсоцполитики завершило работу межведомственной группы и предоставило на согласование в социальных партнеров проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования определения прожиточного минимума", в котором не учтена позиция профсоюзов. Украинское фото Дыру в Пенсионном фонде образовали зарплаты в конвертах — эксперт
Рассмотрев указанный законопроект, СПО объединений профсоюзов был вынужден констатировать, что он существенно отличается от договоренностей, достигнутых путем длительных переговоров с социальными партнерами. А главное — не решает ключевые проблемы, связанные с реализацией Закона Украины "О прожиточном минимуме", не соответствует нормам конвенции Международной организации труда №117 об основных целях и нормах социальной политики и фактически не решает вопросы обеспечения конституционной гарантии права граждан Украины на достаточный уровень жизни.
ФПУ настаивала на учете профсоюзных предложений по видению законопроекта, однако они не были учтены. В связи с этим профсоюзы были вынуждены для решения вопроса обеспечения конституционной гарантии права граждан Украины на достаточный уровень жизни и совершенствования определения прожиточного минимума наработать собственный законопроект об изменениях в подходе к формированию прожиточного минимума.
Руководствуясь Меморандумом о сотрудничестве между Федерацией профсоюзов Украины и фракцией политической партии "Блок Петра Порошенко" в Верховной Раде Украины от 5 февраля с.г., данный законопроект внесен на рассмотрение в Верховную Раду Украины и прорабатывается в парламентских комитетах (реестр. №2238 от 25.02.2015, авторы — народный депутат Каплин С.Н. и заместитель председателя ФПУ Кондрюк С.М.).
Сейчас Федерация профсоюзов Украины проводит работу с народными депутатами Украины относительно поддержки этого законопроекта. Благодаря этой работе депутатская фракция Партии "Блок Петра Порошенко" выразила, что поддержка проекта Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О прожиточном минимуме " (относительно усовершенствования порядка формирования размера прожиточного минимума)" (рег. №2238 от 25.02.2015 г.), внесенного народным депутатом Украины Каплиным С.Н. является приоритетным при определении позиции фракции (письмо от 18.03.2015 №04-01/07-553/64101).
Еще один больной вопрос, которым много лет занимаются профсоюзы — позорная практика игнорирования Министерством социальной политики Украины решения Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008, согласно которому прожиточный минимум для работающих лиц подлежит увеличению на размер налога на доходы физических лиц, и обнародование фактического размера прожиточного минимума без учета указанной составляющей.
ФПУ неоднократно обращалась в Министерство социальной политики Украины, настаивая на расчете и публикации достоверной информации о фактическом прожиточный минимум для трудоспособных лиц с учетом налога на доходы физических лиц в соответствии с требованиями Конституционного Суда Украины.
Также для решения этой проблемы руководство ФПУ обращалось к премьер-министру Украины Яценюку, главе Администрации Президента Украины Б.Ложкину, уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Лутковской, главе Конституционного Суда Украины Ю.Баулину, дважды генеральному прокурору Украины В.Яреме.
В этом году в День социальной справедливости (20 февраля) Министерство социальной политики Украины наконец прислушалось к требованиям работающих и впервые опубликовало на своем сайте расчеты фактического размера прожиточного минимума с учетом решения Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008. Однако эта цифра не вполне соответствует действительности, так как в фактическом размере прожиточного минимума, рассчитанном Минсоцполитики Украины, не учтена сумма военного сбора.
ФПУ проводит консультации с Минсоцполитики Украины по соответствующей корректировке размера прожиточного минимума, ведь эта сумма крайне важна для реализации пункта 2.2 действующего Генерального соглашения, которым определено, что размер заработной платы неквалифицированного работника бюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области труда и социальной политики за предыдущий месяц в соответствии с законодательством.
По подсчетам Федерации профсоюзов Украины, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, скорректированный на сумму обязательных платежей в феврале 2015 должен был составить 2027 грн (в отличии от утвержденных государственным бюджетом Украины на 2015 год 1218 грн).