1403611834 ue20bandeiras

 

 

Мы, европейские профсоюзы, хотим, чтобы Европейский Союз основывался на сотрудничестве, солидарности и социальной справедливости – сильный конкурентоспособный Европейский Союз с устойчивой экономической и социальной моделью.

 

Вместе мы сильнее - в экономическом, социальном и демократическом плане. Без дальнейшей интеграции ЕС не сможет достичь более высоких стандартов жизни для всех.

Мы все заслуживаем нового Европейского Союза для людей.

 

ЕС должен отреагировать на кризис

Чрезвычайная ситуация с беженцами, Brexit, терроризм, рост ксенофобии и популизма - экономический кризис, высокий уровень безработицы, социальная изоляция и недовольство: все это создает кризис доверия в ЕС среди работников и граждан.

Европу обвиняют во всех проблемах, с которыми в настоящее время сталкиваются люди, хотя большая часть ответственности лежит на решениях, принимаемых правительствами и национальными институтами.

Тем не менее, процесс принятия решений в ЕС ослаблен (в основном из-за непринятия Конституции ЕС десять лет назад, а также в связи с новыми межправительственными механизмами, введенными после экономического кризиса, которые лишают граждан демократического контроля над европейскими решениями).

Среди работников широко распространено недоверие, иногда оно охватывает профсоюзы, а это заставляет профсоюзное движение объяснить работникам, что стоит за кризисом, а также, прежде всего, предлагать конкретные и надежные решения.

Совершенно очевидно, что пока не будет восстановлена экономика, не будет покончено с политикой жесткой экономии и не будут решены проблемы безработицы и социальной фрагментации, надежда на лучшее будущее не придет на смену страху, неуверенности и негодованию среди работников.

Европейский Союз находится на перепутье: он либо реорганизуется и преобразуется в другую, более справедливую и более социальную Европу, либо же он рискует развалиться.

Тем временем опросы общественного мнения показывают, что Brexit увеличил поддержку ЕС (и усилил оппозицию к проведению референдумов о выходе) среди граждан в ряде государств-членов. Перед нами немало проблем и возможностей, и мы должны работать совместно, чтобы сформировать позитивную альтернативу.

Основные достижения процесса европейской интеграции (например, мир и демократия - единый рынок и экономическое сотрудничество - высокие уровни образования, инноваций, технологического развития - защита прав человека и хорошо функционирующая социальная модель) превратили Европу в удобное место для жизни: это наследие нельзя утратить.

Необходимы срочные изменения и европейское профсоюзное движение наряду с другими сторонами, беспокоящимися о будущем Европы, готово содействовать переменам.

 

Резюме для анализа

Кризис европейских ценностей: рост популизма, ксенофобии, анти-ЕС настроений, усиление правых партий, отсутствие доверия к европейскому проекту у населения, постоянные обвинение ЕС национальными политиками, атака на демократические и солидарные ценности, восстановление межгосударственных и культурных границ, рост конфликтов и расхождений между государствами-членами.

Кризис европейской экономики: рецессия, дефляция, безработица – меры жесткой экономии, сокращения, структурные реформы – отсутствие достаточных признаков восстановления – обвал инвестиций, спроса, зарплат – рост макроэкономических и социальных диспропорций внутри ЕС, ЕВС и между странами – рост экономических расхождений между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы.

Кризис европейской социальной сплоченности: долгосрочная безработица – незащищенная занятость, фрагментация, отсутствие доступа к рынку труда – растущее неравенство – социальная изоляция и дискриминация (молодежь, женщины, мигранты, уязвимые группы) – разрушение социальной модели ЕС (систем социальной защиты, социального диалога, коллективных переговоров и минимальной зарплаты, трудовых отношений, участия работников в принятии решений).

Кризис доверия к европейской демократии и институциям: неэффективность экономического управления и ограниченность межправительственного подхода (не только на экономику) – Совет ЕС/правительства преобладают над Парламентом/Комиссией ЕС – недостаточная демократическая подотчетность (Парламент ЕС не принимает должного участия в принятии решений, то же самое касается социальных партнеров и гражданского общества) – возвращение полномочий на национальный уровень вместо интеграции и сотрудничества.

 

Повышение роли ЕС: профсоюзная Платформа по будущему Европы

Переформатирование Европы, перезапуск проекта ЕС требует другой политики, других правил и более активного привлечения граждан, трудящихся и организаций, представляющих их.

Для этого требуется сближение в сторону повышения жизненного уровня и условий труда между странами и внутри стран, сокращение неравенства и усиление экономической и социальной сплоченности. Необходимо обеспечить повышение жизненного уровня граждан путем реализации соответствующих стратегий.

Европейское профсоюзное движение уже выступило с рядом предложений по построению более справедливой и социальной Европы («Новый путь для Европы», Протокол социального прогресса, Программа Конгресса ЕКП, План действий ЕКП), но теперь пришло время обобщить их в рамках более амбициозной и долгосрочной Платформы изменений.

Культурное перерождение Европы:

Работники и граждане будут снова ценить ЕС, если:

-          Он способен обеспечить конкретные решения их проблем.

-          Он содействует качественным рабочим местам – равным экономическим/социальным возможностям – социальной защите – личной безопасности и благополучию.

-          Институты ЕС являются демократическими, прозрачными и подотчетными – работники и граждане чувствуют, что их мнение учитывают лица, принимающие решения.

-          Управление ЕС (а также процессы принятия решений на национальном уровне) понятно для них, и они могут на него влиять.

-          Работники и граждане ЕС чувствуют, что к ним относятся равноправно и справедливо.

-          Восстановлены каналы информирования, консультаций, образования, диалога с работниками и гражданами. Институты ЕС, политики и заинтересованные стороны (в том числе социальные партнеры) совместно разрабатывают новый европейский проект для демократии, солидарности и социальной справедливости и возрождения надежд у европейцев.

 

Чтобы достичь всего этого, мы предлагаем новый Пакт для будущего Европы, основывающейся на процветании, социальной справедливости и демократии.

Предложения сгруппированы ниже в 3-х тематических блоках. Они представлены в виде заголовков, часть из которых уже раскрыта в предыдущих документах ЕКП, другие являются новыми и будут обсуждаться.

 

Альтернативное экономическое управление:

-          Демократическая подотчетность экономического управления ЕС – экономической политики ЕС/ЭВС, социальное управление на том же уровне значимости, что и экономическое управление, и в строгой координации друг с другом, еврогруппа министров труда, усиление координации для еврозоны, пересмотр мандата ЕЦБ.

-          Пересмотр Пакта стабильности и роста – позволяя гибкость и укрепление солидарности, содействуя инвестициям и созданию новых качественных рабочих мест.

-          План государственных инвестиций – для устойчивого и справедливого роста (более эффективный, чем план Юнкера, который показал себя недостаточным с количественной и качественной точек зрения).

-          План внутреннего спроса - увеличение доли зарплат, содействие сближению зарплат на национальном, европейском и транснациональном уровнях, поддержка эффективных коллективных переговоров и трудовых отношений, а также повышение заработной платы в Европе.

-          Казначейство ЕС/ЭВС – общий инструмент для государственных инвестиций, устойчивого роста и создания качественных рабочих мест.

-          Координация ЕС/ЭВС по вопросам справедливого налогообложения – борьба с уклонением от уплаты налогов, обеспечение справедливого/прогрессивного налогообложения людей и предприятий, с тем чтобы поддержать социальную модель ЕС и создать независимый бюджет ЕС/ЭВС.

 

Обновленная Европейская социальная модель:

 

-          Перезапуск и укрепление социальной модели ЕС, включая Европейскую опору социальных прав, которая улучшит условия жизни и труда людей.

-          Социальное измерение ЕС/ЭВС, такого же статуса и важности, как и экономическое измерение (положение о социальном прогрессе).

-          Усиление системы социальной защиты/социальных прав ЕС/ЭВС через законодательство/координацию сближения в сторону повышения (при сохранении существующих лучших условий) – установление стандартов ЕС в этих сферах, посредством сравнительного анализа, рекомендаций, законодательства.

-          Подтверждение и закрепление принципа «равного обращения» во всей политике, решениях, законодательстве ЕС.

-          Перезапуск социального диалога ЕС, трудовых отношений, участия работников в управлении.

-          Укрепление коллективных переговоров на национальном/транснациональном уровне – установление стандартов ЕС по минимальной зарплате/прожиточному минимуму (там, где они существуют, и/или профсоюзы хотят их).

-          Установление механизмов ЕС/ЭВС по минимальному доходу и дополнительным схемам по безработице.

-          Содействие повышению качества труда – установление общих принципов ЕС для защиты и интеграции наименее защищенных слоев населения (молодежи, женщин, работников незащищенных и нетипичных форм занятости, самозанятых, длительное время неработающих, низкооплачиваемых и незарегистрированных работников и т.д.)

-          Укрепление права на свободное передвижение и борьба против социального демпинга путем обеспечения равного обращения, добровольной мобильности, интеграции местных работников, приезжих работников и мигрантов.

-          Установление общих принципов ЕС для защиты прав профсоюзов.

 

Демократическое реформирование европейских институтов:

 

-          Конвенция ЕС по пересмотру договоров ЕС

-          Изменение баланса полномочий в пользу демократически избираемых институтов (парламенты ЕС/стран) – усиление роли Парламента ЕС посредством предоставления ему права законодательной инициативы и полномочий оспаривать решения, принятые межправительственным Советом ЕС

-          Президент Комиссии ЕС должен избираться/определяться гражданами на основе политической программы, с тем, чтобы расширить участие граждан и заинтересованность в политике ЕС – Полномочия Европейской Комиссии должны быть ограничены, она должна стать политическим органом ЕС, отчитывающимся перед Парламентом ЕС, и не назначаться государствами-членами.

-          Более высокая степень интеграции путем делегирования новых полномочий/компетенций реформированным/выборным институтам ЕС.

-          Специальные положения Договора/законодательные процессы для ЭВС.

-          Протокол социального прогресса, как дополнение к Договорам ЕС (см. предложение ЕКП).

-          Больше демократии в экономике, на рынке труда и на рабочих местах, особенно в новых сферах, таких как цифровые технологии, онлайн-платформы, совместная работа и другие новые формы экономической деятельности, и в таких процессах, как изменение климата и переход.

-          Создание Европейского суда по трудовым спорам.

-          Реформирование роли ЕС в международной/оборонной/гуманитарной/разведывательной сферах; разработка надлежащей общей внешней политики ЕС; возобновление дискуссии по пересмотру Дублинских правил, чтобы проводить более эффективную гуманитарную политику по предоставлению убежищ.