mvf1

 

За 22 года сотрудничества между Украиной и международными финансовыми организациями наша страна так и не смогла продемонстрировать позитивные результаты от полученного финансирования. Начиная с 1994 года только МВФ выделил Украине кредитных займов на 28 млрд дол. Другие финансовые структуры, такие как ЕБРР, МФК также финансируют Украину.

 

Если посчитать все проценты, без учета основной суммы долга, уплаченные международным кредиторам за 22 года, то на эти деньги можно построить в стране не один высокотехнологичный завод под ключ.

Международные кредиты так и не стали драйвером для инвестиций в модернизацию экономики, развитие инфраструктуры, создания технопарков и свободных экономических зон. В положительном смысле вообще никак не повлияли на развитие экономики. При этом очень заметно вырос внешний долг, отдавать который придется не одно десятилетие за счет уже наших средств, которые можно было бы использовать куда более разумно.

В правительстве считают, что финансирование МВФ стабилизирует финансовую систему и дает доступ к получению кредитов также от других международных финансовых организаций, например, от ЕБРР. Тем не менее, согласно оценкам экспертов форума в Давосе, независимой и самой авторитетной площадки в мире, в их рейтинге конкурентоспособности наша банковская система занимает 140-е место. Вот уже два года подряд Украина на последнем месте.

Получая финансирование, правительство закрывает дефицит бюджета и возвращает старые долги, проблему же возврата новых долгов переносит на будущее. При этом все понимают, что помощь правительству и НБУ валютными кредитами не поможет ни экономическому развитию, ни притоку прямых инвестиций в страну. Даже если Украине в очередной раз выделят средства, экономика от этого расти не будет.

С 2004 года Правительства Украины упорядочили свое сотрудничество с МВФ благодаря принятию соответствующих программ. Однако по мере возрастания долга условия, на которых выделялились кредиты становились все более жесткими. Нынешняя программа МВФ в Украине имеет некоторое сходство с программой «Тройки», навязанной Греции, и, вполне вероятно, может привести к схожей экономической катастрофе. В обеих странах преобладают меры жесткой экономии и накопление долгов в сочетании с экономической политикой, которая игнорирует ее негативные последствия на спрос. Программой МВФ в Украине не уделяется должного внимания вопросам развития демократии, управлению и социальной интеграции граждан.

Макроэкономические показатели Украины до и после кризиса

Великая рецессия болезненно ударила по Украине. Как и во многих других странах Восточной Европы, до кризиса в Украину наблюдался значительный приток инвестиций. По данным ЮНКТАД, прямые иностранные инвестиции в 2010 году достигли эквивалента 42% ВВП, хотя это и ниже, чем в других странах Восточной Европы. Большая часть этих инвестиций (67%) направлялась в сектор услуг. Половина из них – в финансовый сектор.

Украинская гривна была привязана к доллару США с 2005 по 2008 год, но в 2014 году девальвировала и перешла на плавающий обменный курс. Ввиду резкого падения цен на сталь и отсутствия каких-либо антициклических государственных расходов в 2008-2009 гг. рост экономики прекратился, а ВВП лишь за один год сократился почти на 15%. Потоки капитала повернули вспять, что привело к девальвации национальной валюты и 25-процентной инфляции в конце 2014 года. Коллапс гривны привел к падению реальной заработной платы, сейчас средняя месячная заработная плата сократилась до 150 дол. США.

Более 80% украинского ВВП состоит из частного потребления, государственное потребление составляет   21,1%, в то время как инвестиции составляют лишь 15% от ВВП (данные 2014 года).

 

Последние условия кредитования МВФ и их оценка

Как в европейских странах, так и в Украине, общая стратегия МВФ остается размытой: «Наша широкая программа экономических реформ будет способствовать укреплению конкурентоспособности и деловой среды и вместе с восстановлением доверия возобновит доступ государственного и частного секторова к рынкам капитала, что сделает Украину привлекательной для инвестиций и улучшит ее среднесрочные перспективы».

Отсутствуют какие-либо доказательства того, что жесткая экономия и «разумная бюджетная политика», направленная на снижение государственной задолженности, восстанавливает доверие к общему экономическому климату и приводят к росту инвестиций. На самом деле миф о доверии - это плод воображения штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне, а не явление реальной экономики. Пусть не прямо, но экономисты и ученые МВФ все же признают это. В январе 2013 года главный экономист МВФ Оливье Бланшар и Ли опубликовали рабочий документ МВФ, в котором признают, что МВФ сильно недооценивает фискальные мультипликаторы в своих прогнозах роста. В сентябре 2013 года МВФ опубликовал документ, в котором подчеркивается, что «бюджетная консолидация», под которой он подразумевает сокращение расходов, а не повышение налоговых поступлений, рискует быть «обреченной на провал».

Стратегия МВФ представляет хорошо известный шаблонный подход Фонда, предписывая сочетание перевода доходов от работников к кредиторам и бизнесу без учёта индивидуальных особенностей стран. Есть три критически важных сферы, в которых стратегия МВФ в Украине является примером неудач: фискальная политика, устойчивость долга и коррупция.

Общая стратегия по сути по-прежнему направлена на «амбициозную консолидацию расходов, нацеленную на меньшее и более эффективное управление», «дружественный рост» налоговой системы и «адекватные государственные средства на поддержку восстановления банковской системы».

То, что государственный сектор неэффективен, о чем говорится из программы в программу, и что негативно сказывается на росте, не подтверждается доказательствами. Напротив, исследования показали, что на рост влияет качество государственного сектора, а не его размер, где качество относится к четко определенным правам собственности, судебной эффективности, низкому уровню коррупции и хорошо организованному государственному аппарату.

Что касается доходов, МВФ раннее поддержал введение «налога на роскошные автомобили» и расширение базы налогообложения недвижимости. Его призывы к увеличению прогрессивности подоходного налога и более высоким ставкам налогообложения доходов с капитала также положительны, так как плоские налоги уменьшают бюджетные поступления.

Последней Программой МВФ предусмотрены меры по увеличению доходов, направленные на изменение налогообложения от прямых к косвенным налогам. Они являются частью общего сокращения роли прямых налогов (на доходы населения) и рост косвенных налогов (на то, чем люди владеют или покупают). Частью этого является также расширение базы НДС и повышения налогов на недвижимость. Однако косвенные налоги нередко оказываются регрессивными, в лучшем случае нейтральными, в то время как многоуровневый налог на прибыль является прогрессивным, то есть лица с более высокими доходами платят больше. В общем предлагаемые изменения в налоговой системе может усилить неравенство в Украине.

МВФ призвал ликвидировать специальный режим НДС для сельского хозяйства, чтобы расширить налоговую базу и сделать систему более справедливой, на деле это приведет к росту стоимости продуктов сельскохозяйственного назначения.

В этой же Программе МВФ указывает на необходимость дальнейших реформ, чтобы ограничить возможности для уклонения от уплаты налогов. Однако речь не идет об уводе денег в офшоры.

Очевидно, МВФ полагает, что офшоры стимулируют активность национальных компаний через снижение базы налогообложения, что якобы позволяет увеличивать объемы производства и занятость. Считается, что компания выводит средства в оффшорные зоны с целью дальнейшего аккумулирования и реинвестирования в страну нахождения. 

Основным инвестором нашей страны в 2015 г. являлся Кипр, чьи компании вложили в Украину $117,4 млрд. За ним шли Нидерланды (инвестировал $5,6 млрд.), Виргинские острова ($1,8 млрд.) и Белиз ($547,2 млн.). При этом средства двигались и в обратную строну. Из Украины заметная часть инвестиций ушла на Кипр — $5,8 млрд. и Виргинские острова — $51,3 млн. Инвестиционный баланс в итоге сложился в украинскую пользу.

В последнее время МВФ начал особо подчеркивать необходимость социальных расходов для обеспечения защиты наиболее уязвимых групп. Его сратегия предусматривает увеличение коммунальных субсидий на в 12,5 млрд. грн. (560 миллионов долларов США, 0,3% ВВП), чтобы компенсировать последствия повышения цен на энергоносители.

При этом упускается из виду то, что происходит лишь частичная компенсация цен, так как рост цен на товары и продукты питания из-за повышения цен на энергоносители и коммунальные услуги, не компенсируется.

К тому же МВФ призывает к сокращениям в других сферах социальных расходов на 0,1% ВВП, так что в чистом результате выходит 0,2% ВВП. Но «снижение субсидий госпредприятиям, в том числе в угольной промышленности», оцениваемое в 1,1% ВВП, значительно превышает поддержку семей с низкими доходами и возможные последствия повышения цен на энергоносители и снижения уровня жизни.

Стратегия МВФ предусматривает увеличение цен на газ в среднем на 285%, в том числе на 355% на газ, добываемый в Украине, и повышение розничной цены на услуги отопления для домашних хозяйств в среднем на 67%.

МВФ предусматривает дополнительное уменьшение государственных расходов за счет сокращения служащих в государственном секторе (в 2015 году в государственном секторе сократили 16 процентов работников), что является одной из самых жестких финансовых мер, призванных снизить государственные расходы на 0,8% ВВП.

В последнем Меморандуме упоминается возможность «дальнейшего сокращения государственного сектора», правда часть сэкономленных средств предполагается использовать «для целевого повышения заработной платы» в государственном секторе. План также предусматривает ликвидацию ограничений заработной платы в государственном секторе, что обосновывается необходимостью избежать «потерь ценного человеческого капитала».

В действительности это только увеличит неравенство. В январе 2014 года управляющий директор МВФ Кристиан Лагард подчеркнула роль государственного сектора: «Из нашей работы в МВФ мы знаем, что фискальная система может помочь уменьшить неравенство путем тщательного планирования налогов и расходов. Подумайте о том, чтобы сделать налогообложение более прогрессивным, улучшить доступ к здравоохранению и образованию, и внедрить эффективные адресные социальные программы».

В недавнем интервью директор Департамента по вопросам стратегии, политики и анализа МВФ Сидхарт Тивари заявил, что «важно также не допустить крушения связанных с глобализацией надежд на то, что страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны со временем приблизятся по уровню жизни к странам с развитой экономикой».

Политика, применяемая в Украине, прямо противоречит этим заявлениям.

Кроме предоставления качественных услуг, занятость в государственном секторе имеет стабилизирующую функцию и иногда используется в качестве антициклической меры для того, чтобы обеспечить доход домохозяйствам, которые борятся за выживание во время кризиса.

В равной степени под угрозой находится пенсионная система. Согласно данным Всемирного банка, продолжительность жизни в Украине практически не повышается. С 1988 по 2014 гг. общая продолжительность жизни увеличилась менее чем на год, с 70,5 до 71,2 лет, и осталась неизменной за этот период для мужчин - 66,3 лет.

Под давлением МВФ Правительство обязалось прибегнуть к повышению пенсионного возраста для женщин и ограничению права на досрочный выход на пенсию. Хотя МВФ всегда отмечал, что в среднем пенсии являются низкими, тем не менее, МВФ постоянно выступал за отстрочку индексации минимальной пенсии. В целом снижение расходов на пенсии является наиболее жесткой мерой с явным перевесом бремени в сторону малоимущих.

Чтобы получить очередной транш правительство в 2016 году обязалось:

прибегнуть к постепенной корректировке пенсионного возраста (читай повышению пенсионного возраста) и  

дальнейшему сокращению масштабов досрочного выхода на пенсию;

         ужесточению критериев, дающих право на минимальную пенсию;

Вместе с тем предусматривается консолидация пенсионного законодательства, которое сейчас распылено по около двум десяткам законов и обеспечение единого принципа пенсионного обеспечения без привилегий для любой профессии (за исключением военных).

Реформа здравоохранения.

Реформы системы здравоохранения, изложенные в программе, направлены на «привлечение» частного финансирования и «переход к системе медицинского страхования». С целью повышения эффективности системы здравоохранения, а также качества предоставляемых услуг населению, правительство обязалось осуществлять реформы, направленные на увеличение децентрализации, усиление управленческой самостоятельности больниц, а также на переход от финансирования на основе количества больничных коек к финансированию услуг. До конца декабря парламентом будет принят закон о проведении реформы здравоохранения в целом по стране. В качестве первого шага для решения большого неэффективности в больничном секторе снижена норма количества больничных коек на десять тысяч жителей до 60 с 80 с соответствующим сокращением персонала больниц до конца сентября 2016 года. Хотя и без того во многие отделения больниц больных госпитализируют практически только по скорой помощи.

В сфере образования на 2015 год запланировано закрытие 5% школ и сокращение расходов на 300 млн. грн. (13,5 млн долларов США).

Еще одна мера связана с «сортировкой» государственных предприятий, а попросту говоря ликвидацией госпредприятий, или приватизацией так называемых «нестратегических активов».

С 1 мая 2016 г. до 1 января 2018 г. большинство из 3083 существующих на текущий момент публичных акционерных обществ (ПАО) сменят форму собственности на частную (ЧАО). Ключевая причина: с 1 января 2018-го все публичные АО обязаны быть в биржевом реестре хотя бы одной фондовой биржи.

Другие расходы:

До конца сентября 2016 года правительство обязалось сократить расходы на общественный транспорт и культурные программы.

Правительство также обязалось разработать комплексную стратегию реформирования государственной администрации, которая должна соответствовать среднесрочной фискальной программе. Собственно, под реформированием здесь, как всегда, понимается сокращение персонала и, соответственно, расходов. Дальнейшее же сокращение государственного сектора может создать условия для «адресного повышения заработной платы с целью поддержки усилий в борьбе с коррупцией».

 

Увеличение неравенства – путь в пропасть

 

Таблица 1: Неденежные блага в виде доли от располагаемого дохода по группам населения согласно доходу, в среднем в 27 странах ОЭСР

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

В целом

Образование

30.6%

18.5%

14.2%

10.4%

5.6%

11.8%

Здравоохранение

34.9%

22.2%

15.8%

11.8%

7.2%

13.9%

Социальное жилье

1.8%

0.7%

0.4%

0.2%

0.1%

0.4%

Уход за детьми

4.5%

3.0%

2.4%

1.5%

0.8%

1.8%

Уход за престарелыми

4.0%

1.9%

0.7%

0.4%

0.2%

0.9%

Всего

75.8%

46.4%

33.5%

24.3%

13.7%

28.8%

 

В апреле 2014 года организация Oxfam опубликовала доклад, в котором подчеркивается важность государственных служб в борьбе с неравенством. Неравенство стоит жизни людей. Согласно недавнему исследованию, снижение доли доходов богатейших 20 процентов на 1 процентный пункт в 93 странах может спасти 90 тысяч младенцев в год. Исследование ОЭСР показывает, что государственные расходы приносят преимущественную пользу группам населения с низким доходом - в частности, в таких сферах, как здравоохранение и образование, но не только в них (см. Таблицу 1). Исследование Всемирного банка дало аналогичные результаты для стран Латинской Америки.

В целом результатом программы будет увеличение неравенства и бедности в и без этого одной из самых неравных стран мира. В Украине коэффициент Джини, показывающий степень расслоения общества, - 89,2 (он изменяется от 0, очень равная страна, до 100, очень неравная страна). Только в России более неравное распределение с точки зрения богатства (91,4), в то время, как в других странах Восточной Европы он значительно ниже: в Польше (75,3), в Латвии (66,1), в Венгрии (64,1), и даже в Беларуси (62,4).

Потрясающе, хотя не удивительно, учитывая склонность МВФ придерживаться своей политики независимо от результатов, - усиление неравенства, которое определенно принесет программа в Украине, находится в противоречии с результатами собственных исследований МВФ о неравенстве и экономической эффективности. Исследование МВФ показывает, что меньшее неравенство сопутствует более высоким темпам роста и более длительным периодам роста. Это означает, что снижение неравенства помогает поддерживать макроэкономическую стабильность и прочный рост.

Справедливость этих выводов для развитых стран была подтверждена ОЭСР. В свою очередь, согласно МВФ («Годовой отчет МВФ 2016), достижение макроэкономической стабильности, «ускорит экономический рост и сократит бедность». Существует точка зрения, что недавнее увеличение неравенства стало фактором, способствующим усилению рецессии. МВФ пошло еще дальше, установив, что перераспределительные налоговые меры, основной инструмент борьбы с неравенством, могут усиливать рост.

В 2008, 2011 и позднее в 2014 году, исследователи МВФ Джонатан Д. Остри и Эндрю Берг пришли к выводу, что более эгалитарные экономики связаны с более высокими и устойчивыми темпами роста. Они также отвергли необходимость выбора между перераспределением в пользу малообеспеченных и ростом, придя к выводу, что «перераспределение оказывает в целом благоприятное влияние на экономический рост». В марте 2013 года МВФ сделал заключение, что «неравенство богатства и доходов может привести к потере производственного потенциала и нерациональному использованию ресурсов, подрывая долгосрочный рост». Что касается взаимосвязи между неравенством и фискальной политикой, в январе 2014 года МВФ отметил, что «Снижение размера пособий и менее прогрессивное налогообложение снизили перераспределительное влияние фискальной политики с середины 1990-х годов».

Недавно МВФ опубликовал очередной дискуссионный документ для сотрудников «Причины и последствия неравенства доходов: глобальная перспектива», в котором подтверждается положительное влияние перераспределения на рост, и утверждается, что увеличение доли доходов слоев населения с низкими и средними доходами связано с более высокими темпами роста ВВП. Авторы документа также подтверждают, что «лучший доступ к образованию и здравоохранению и адресная социальная политика... могут помочь повысить долю доходов малоимущих и среднего класса». Короче говоря, исследования МВФ не подтверждают его текущую политику.

Эта политика тяжело ударит по местному бизнес-сообществу. Согласно недавнему опросу, 62,5% респондентов назвали низкий спрос в качестве своей основной проблемы. Среди представителей малого бизнеса этот показатель достиг 67,3%. Меры жесткой экономии, рост неравенства и повышение цен на энергоносители без надлежащей компенсации, несомненно, усугубят эту ситуацию.

Ни исследования МВФ, ни местные украинские бизнесмены не считают неравенство и снижение спроса, вызванное мерами жесткой экономии, факторами, содействующими росту. Кажется, что иностранные инвесторы, заинтересованы в невмешательстве правительства и в низкой заработной плате украинских работников.

          

                 Государственный долг Украины

Что касается государственного долга Украины, то он, по оценкам экспертов, еще не достиг критической отметки. Его размер на сегодняшний день не превышает 70% ВВП. Так, в Греции государственный долг достиг 135% ВВП страны. В экономическом обзоре Всемирного банка говорится, что в 2016 году уровень государственного долга Украины вырастет до 90,2% ВВП.

Если, как и в последние несколько лет, прямые иностранные инвестиции в Украину не превысят 4-5 млрд долларов, то ни о каком росте экономики не может быть и речи. Для развития стране необходимо, по крайней мере, 10 млрд долларов в год. Тогда Украина может достигнуть 5-6%-ного роста ВВП.

                  

                             Коррупция - зло

Украина находится в критической ситуации, страдая от нерешенных военных конфликтов и политической нестабильности. Это отражено в последнем опросе представителей бизнеса. Доля компаний, которые считают политическую нестабильность препятствием для своего бизнеса, увеличилась до 58,3% в конце 2014 года. На протяжении десятилетий господствовала слабая демократия и отсутствие прозрачности и подотчетности. Согласно индексу коррупции, Transparency International за 2015 год Украина занимает 130 место из 168 на уровне Никарагуа, Нигерии и Парагвая.

Программа МВФ рассматривает борьбу с коррупцией и отмыванием денег под углом укрепления законодательной базы Национального антикорупционного бюро. Тем не менее, под эвфемизмом «улучшение бизнес-климата» программа вводит законодательство о защите прав инвесторов, которое включает «право миноритарных акционеров предъявить иск о возмещении ущерба в интересах компании» и «значительное сокращение числа контролирующих органов». Призыв программы «усилить» судебную систему предусматривает увеличение судебных сборов для гражданского судопроизводства, что, скорее всего, закроет двери судов для малоимущих лиц.

В таком виде программа по борьбе с коррупцией Фонда нацелена на то, чтобы помочь иностранным инвесторам и состоятельным, но не рядовым гражданам. В ней не предусмотрено привлечение широкой общественности, включая профсоюзы. Это очень важно для улучшения существующей нестабильности и реагирования на растущее фракционирование и поляризацию групп гражданского общества. Недавнее исследование обнаружило, что демократизация увеличивает ВВП на душу населения примерно на 20% в долгосрочной перспективе за счет поощрения инвестиций, увеличение охвата образованием, содействия экономическим реформам, улучшения предоставления общественный благ и снижения социальной напряженности. Эти выводы справедливы и в контексте стран с низкими доходами. Исходя из них, МВФ должен требовать большей прозрачности и антикоррупционной деятельности, чтобы защитить украинцев в рамках своих реформ.

                                   Заключение

 

Программа в ее нынешнем варианте, кажется, больше руководствуется политическими мотивами, а не экономической целесообразностью. Меры жесткой экономии выходят за рамки обычных программ МВФ и сравнимы с теми, которые применяются в Греции, где они явно не привели к какому-либо росту. Кроме того, они предусматривают максимальную нагрузку на начальных стадиях и непропорционально сказываюся на рядовых гражданах и их семьях. Отсутствие реструктуризации задолженности в качестве основополагающего требования, чтобы помочь Украине уйти от балансирования на грани финансового коллапса и десятилетий погашения задолженности, вместо инвестиций в рост, делает эту программу еще одной программой, ориентированной на внешних инвесторов и финансы, а не на благополучие рядовых граждан и подлинное намерение помочь восстановить экономику.

В США и ЕС также начинают понимать, что простое вливание денег в Украину не дает нужного результата, и лишь усугубляет проблему реформирования нашего государства. Вышедшая в Washington Post статья «How Western aid enables graft addiction in Ukraine» обращает внимание на то, что выделение западными странами финансовой помощи Украине усиливает коррупцию и блокирует проведение реформ.

Зарубежные кредиты в нынешних объемах не способны запустить экономический рост в Украине. Кредит МВФ на 1,3 млрд дол., который получен правительством в ноябре этого года, не поможет улучшить экономическое положение в стране. Без какого-либо экономического эффекта в очередной раз увеличится внешний долг страны, для возврата которого появится потребность в новых кредитах.

Единственный рациональный путь отказа от внешнего финансирования – стимулирование устойчивого роста экономики, который позволит решить проблему дефицита бюджета за счет внутренних поступлений, а не внешних заимствований.

Для восстановления экономического роста необходимо повысить инвестиционную привлекательность Украины, провести структурные реформы, создать привлекательные условия для ведения бизнеса, открытия новых производств и привлечения иностранных инвестиций. Прежде всего нужно ликвидировать коррупцию, гарантировать права частной собственности, минимизировать возможность влияния чиновников на государственные предприятия и частный бизнес, обеспечить эффективные возможности защиты предпринимателями своих законных прав.

Приложение: Хронология отношений МВФ с Украиной

                                       1994 год

В октябре МВФ одобрил для Украины первый кредит Systemic Transformation Facility (STF) на сумму около 392 млн долл. на системные преобразования в экономике.

                                      1995 год

В апреле Совет директоров МВФ одобрил годовую программу stand-by на сумму 1,57 млрд долл. Цель программы - снижение инфляции примерно до 1,0% в месяц, либерализация экономики, сдерживание падения ВВП, удержание дефицита госбюджета на уровне не выше 3,3% ВВП.

                                       1996 год

В мае Совет директоров МВФ одобрил выделение 867 млн долл. в рамках второй однолетней программы stand-by при условии, что Украина добьется снижения инфляции до 1-2% в месяц, сократит дефицит госбюджета до 3,5% ВВП с 5,0% в 1995 году.

                                        1997 год

МВФ в августе утвердил третью годовую программу stand-by на сумму 542 млн долл. для поддержки развития экономики и реализации структурных реформ в 1997-1998 годах. МВФ сразу же выделил первый транш в размере 49 млн долл.

Украина обязалась снизить инфляцию до 15% в 1997 году и 12% в 1998 году с 40% в 1996 году. Дефицит госбюджета должен был снизиться в 1997 году до 4,3% ВВП, в 1998 году - до 2,0% с 6,0% в 1996 году.

                                             1998 год

В сентябре МВФ одобрил трехлетнюю программу расширенного финансирования на 2,2 млрд долл., которая позже была продлена на один год - до сентября 2002 года и увеличена до 2,6 млрд долл.

Ее цель - добиться к 2001 году роста ВВП после 10 лет падения, удержать инфляцию ниже 10% в год, провести реформу пенсионной системы, энергетики, сельского хозяйства, дерегуляцию для частного бизнеса.

Программа несколько раз прерывалась из-за невыполнения Украиной взятых обязательств, в частности, из-за увеличения задолженности по возмещению экспортерам налога на добавленную стоимость. Фактически Украина получила чуть более половины предусмотренной суммы.
                                                         2004 год                                                         В марте МВФ одобрил годовую программу упреждающего (precautionary) stand-by на сумму 605 млн долл., которые могли быть выделены при обращении властей в случае резкого роста дефицита платежного баланса. Но затем оно было приостановлено в августе 2004 года из-за «проблем в реализации программы».

Тогда Киев обошелся без этих денег.

                                                 2008 год                                                                   В ноябре МВФ одобрил двухлетнюю программу stand-by на общую сумму 16,4 млрд долл. для поддержки экономики, переживавшей глубокий кризис.

Правительство пообещало оздоровить финансовое положение госкомпании "Нафтогаз", повысить цены на газ и электроэнергию, не допустить увеличения дефицита госбюджета свыше 1,0% к ВВП, закрыть слабые банки, национализировать крупные системные банки, продолжить структурные реформы.

Многие обязательства не были выполнены из-за противостояния ветвей прежней власти и президентской избирательной кампании. Верховная Рада не смогла принять госбюджет на 2010 год. Осенью 2009 года МВФ заморозил программу до стабилизации политической ситуации в стране. Кроме того, правительство не выполнило определенные условия кредитования; в частности, Фонд посчитал неприемлемым повышение заработной платы и пенсий сверх уровня инфляции и введение нового закона о социальных стандартах, который повышал социальные расходы. Тем не менее, Украина успела получить в рамках этой программы около 10,5 млрд долл.

                                                2010 год

В июле 2010 года переговоры привели к и утверждению нового 29-месячного соглашения «стенд-бай».

В июле МВФ после нескольких месяцев напряженных переговоров с властями Украины отменил предыдущую программу и одобрил стабилизационную кредитную программу stand-by на 10 миллиардов SDR (около 15,15 млрд долл.), которая была рассчитана на 2,5 года. Одновременно, был выделен первый транш на 1,89 млрд долл.

По условиям программы, Украина должна была поэтапно сократить дефицит госбюджета до 3,5% ВВП в 2011 году и до 2,5% - в 2012 году c 5,0% в 2009 году, и взяла на себя обязательства сократить к 2015 году госдолг ниже 35% ВВП.

В случае выполнения условий программы, украинские власти могли рассчитывать на ежеквартальное получение порядка 1,5 млрд долл.

Второй транш этого кредита на 1,5 млрд долл. Совет директоров МВФ выделил Киеву в декабре, и после этого, из-за отсутствия прогресса в выполнении условий программы, кредитование было приостановлено на три года. В результате только пятая часть от общего утвержденного объема кредита была переведена, поскольку только один обзор был завершен. Фонд был особенно недоволен «нежеланием достаточно скорректировать цены на энергоносители и увеличить гибкость обменного курса».

                                               2014 год

В конце апреля сформированное победившими в результате Революции Достоинства проевропейскими политическими силами правительство во главе с Арсением Яценюком и МВФ утвердили двухлетнюю программу кредитования реформируемой украинской экономики объемом 17 млрд долл. В начале мая страна получила первый транш в размере 3,2 млрд долл., а второй транш в размере 1,4 млрд долл. был перечислен в конце августа.

Программа сотрудничества предусматривает выполнение Украиной ряда условий, в частности - проведение налоговой реформы, эффективную борьбу с коррупцией и оздоровление энергетического сектора, включая сокращение дефицита бюджета госкомпании «Нафтогаз Украины».

                                               2015 год                                                            В феврале Кабинет министров Украины утвердил меморандум сотрудничества с МВФ по программе Extended Fund Facility, которая предусматривает масштабное реформирование Украины по европейским стандартам, в частности проведение ряда ключевых реформ – эффективных решений в управлении экономикой, борьбе с коррупцией, наведение порядка в энергетике, оптимизацию и сокращение госрасходов, увеличение до 3% ВВП расходов на инвестиции, сокращение числа чиновников.                                           В соответствии с Планом приоритетных действий правительства на 2016 год, Кабинет министров до конца текущего года обещал осуществить необходимые законодательные инициативы, которые позволят Украине улучшить позиции в Doing Business и войти в первые 50 лучших стран рейтинга в 2017 году, и 20 — в 2018 году. В правительстве в это верили до последнего момента. Так, в сентябре министр экономического развития и торговли Степан Кубив надеялся, что Украина может подняться на 15 позиций.                           Полученный результат — холодный душ для украинских реформаторов, если учесть, что они уже более двух лет осуществляют “решительные реформы”. По данным Всемирного банка, в 2016 году Украина заняла 80 место среди 190 стран мира.                                                                                                                        Кроме того, целью новой программы является стабилизация банковской системы и валютного курса с тем, чтобы 2016 год стал годом стабилизации и экономического роста Украины. Совет директоров МВФ 11 марта одобрил эту программу на общую сумму 17,5 млрд долл. и пообещал выделить первые 5 млрд до середины марта. Условия выделения и объемы дальнейших траншей будут определяться Фондом по мере выполнения критериев программы.

Деньги Фонда будут направляться на погашение страной ранее взятых кредитов и пополнят золотовалютные резервы Нацбанка. Кредит МВФ также откроет Украине двери для привлечения международной помощи на общую сумму порядка 40 млрд долл.

За 21 год отношений с Международным валютным фондом новая программа станет самой масштабной как по объему предоставляемых средств, так и по глубине и сложности поставленных задач, которые, в первую очередь, касаются достижения финансовой стабильности, укрепления государственных финансов и структурных реформ.

Всего же за весь период сотрудничества, с 1994 года, Международный валютный фонд поддержал реформы в Украине кредитами на сумму порядка 23 млрд долл.

 

Департамент международных связей аппарата ФПУ