54bbd8576c42

 

Мы, европейские профсоюзы, хотим, чтобы Европейский Союз и единый рынок основывались на сотрудничестве, солидарности и социальной справедливости – Европейский Союз, конкурентоспособный в мире, с устойчивой экономической и социальной моделью.

Вместе мы сильнее – в экономическом, социальном и демократическом плане. Без дальнейшей справедливой интеграции и сближения стандартов в сторону повышения, ЕС не сможет достичь более высокого уровня жизни для всех.

Мы все заслуживаем лучшего Европейского Союза для его граждан и работников.

 

ЕС должен отреагировать на кризис

Экономический кризис, высокий уровень безработицы, социальная изоляция и недовольство – в сочетании с чрезвычайной ситуацией с беженцами, Brexit и терроризмом – создает кризис доверия к ЕС среди работников и граждан, а также вызывает рост популистских настроений, национализма и ксенофобии.

Вновь возводятся физические и культурные границы; конфликты и разногласия между государствами-членами блокируют прогресс по общим проектам. Европу обвиняют во всех проблемах, с которыми в настоящее время сталкиваются люди, хотя большая часть ответственности лежит на решениях, принимаемых национальными правительствами и институтами.

Процесс принятия решений в ЕС ослаблен, а межправительственные механизмы, введенные после экономического кризиса, нередко заменяют метод сообщества, закрепленный в Договорах о ЕС, что лишает граждан демократического контроля над европейскими решениями.

Совершенно очевидно, что пока не будет восстановлена экономика, не будет покончено с политикой жесткой экономии и неолиберальной политикой, не будут решены проблемы безработицы и социальной фрагментации, надежда на лучшее будущее не придет на смену страху, неуверенности и негодованию среди работников.

Европейский Союз находится на перепутье: либо он реорганизуется и преобразуется в более справедливую и более социальную Европу, либо же он развалится.

Тем временем опросы общественного мнения показывают, что Brexit увеличил поддержку ЕС среди граждан в ряде государств-членов. Перед нами немало проблем и возможностей, и мы должны работать совместно, чтобы сформировать позитивную альтернативу.

Основные достижения процесса европейской интеграции (например, мир и демократия; единый рынок и экономическое сотрудничество; высокие уровни образования, инноваций, технологического развития; защита прав человека и хорошо функционирующая социальная модель; свобода передвижения) превратили Европу в очень хорошее место для жизни, и это наследие нельзя утратить.

Необходимы срочные изменения и европейское профсоюзное движение, наряду с другими сторонами, беспокоящимися о будущем Европы, готово внести в них свой вклад.

 

Перезапуск ЕС: профсоюзная Платформа по будущему Европы

Переформатирование Европы, перезапуск проекта ЕС требует другой политики, других правил и более активного привлечения граждан, трудящихся и организаций, представляющих их.

Для этого требуется повсеместное повышение и сближение жизненного уровня и условий труда между странами и внутри стран, сокращение неравенства и усиление экономической и социальной сплоченности. Необходимо обеспечить повышение жизненного уровня граждан, для чего реализовывать соответствующие стратегии.

Работники и граждане будут снова ценить ЕС, если он предложит конкретные решения их проблем, будет содействовать созданию качественных рабочих мест и обеспечению полной занятости, равным экономическим/социальным возможностям, социальной защите, личной безопасности и благополучию.

Мы предлагаем новый Пакт для будущего Европы, основывающегося на процветании, социальной справедливости и демократии.

 

Устойчивый экономический рост для создания качественных рабочих мест и улучшения условий труда

ЕС отреагировал на глобальный экономический кризис, сосредоточившись исключительно на ограничениях бюджета и экспорта – главными инструментами стали структурные реформы для большей гибкости рынка труда, сокращение государственных расходов, услуг и социальной защиты, подавление заработной платы и разрушение системы коллективных переговоров.

Это не решило ни одной проблемы, с которыми сталкивается наша экономика, а вместо этого привело к медленному восстановлению, стагнации и дефляции, неприемлемым уровням безработицы и незащищенной занятости, бедности и социальной изоляции.

Настало время для устойчивого роста – который для нас означает качественные рабочие места, справедливые условия труда, равенство на рынке труда и в обществе, социальную интеграцию. Это также означает иную глобальную и европейскую экономическую повестку дня, направленную на обеспечение лучших условий жизни и труда для людей. Для того чтобы достичь всего этого, необходимы срочные меры.

Нужен чрезвычайный план по инвестициям и созданию качественных рабочих мест, который ЕКП уже предложила в своей инициативе «Новый путь для Европы», с которой выступила в 2013 году. Государственные инвестиции должны быть усилены, как единственный эффективный способ мотивации частных инвестиций. Особенно сейчас, когда объявлен его второй этап, «план Юнкера» должен быть переориентирован на наиболее нуждающиеся страны и сектора, поддерживать при этом промышленную политику ЕС. Объемы доступных государственных ресурсов должны быть значительно увеличены.

Чтобы позволить государствам-членам осуществлять инвестиции, Пакт стабильности и роста должен быть реформирован путем пересмотра и адаптации его целей к текущему макроэкономическому контексту, а также введения стабильного и прозрачного «золотого правила» для требований гибкости, которое исключает из подсчета целевых показателей дефицита и задолженности продуктивные инвестиции в инфраструктуру, зеленую экономику, инновации и научные исследования, образование и профессиональную подготовку, социальную инфраструктуру и общественные услуги.

Кроме этого, самому Европейскому Союзу необходимо разрешить мобилизовать государственные инвестиции для транснациональных проектов с помощью выпуска инвестиционных облигаций Европейским инвестиционным банком, учреждения автономного бюджета и казначейства ЕС.

Необходима координация налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты налогов, обеспечение справедливого и прогрессивного налогообложения граждан и предприятий, и оказание поддержки бюджету ЕС.

Должна быть признана важнейшая роль эффективных и инклюзивных общественных услуг для достижения социальной справедливости, и социальной сплоченности, а также для обеспечения справедливого и устойчивого роста. Необходимо противостоять широкой пропаганде против всего государственного (инвестиций, услуг, работников).

Усиление координации должно быть предусмотрено для Экономического и валютного союза в рамках процесса завершения его построения, в том числе по вопросу связи Евро казначейства с финансированием государственных инвестиций. Более того, мандат Европейского центрального банка должен быть пересмотрен и расширен, в том числе за счет внесение в его цели обеспечение полной занятости. Эффективная экономическая политика и политика занятости должны поддерживать единую валюту, нужно рассмотреть вопрос создания Еврогруппы министров труда помимо существующей Еврогруппы министров финансов.

Проблемы, связанные с изменением климата, стабильным энергоснабжением, распространением цифровых технологий, процессами автоматизации и реструктуризации, вызванными глобализацией, должны решаться с помощью стратегии «справедливого перехода», которая гарантирует, что созданные качественные рабочие места компенсируют их потери, что интересы работников и граждан учитываются в первую очередь, чтобы они могли извлечь выгоды из этой новой экономической революции. Кроме того, Европе нужна эффективная промышленная политика, поддерживающая развитые отрасли и поощряющая инновационные сферы на пути такого справедливого перехода.

Международные торговые соглашения должны следовать той же логике, они должны быть прогрессивными и справедливыми. Их социальные, экологические и общественные аспекты должны быть сохранены и даже усилены. Они должны сохранить право и возможности правительств на всех уровнях издавать законы и управлять общественными услугами в интересах общества, а социальные партнеры – развивать социальный диалог и трудовые отношения с соблюдением их автономии.

Необходимо поощрять внутренний спрос в Европе, чтобы добиться справедливого восстановления экономики. В последние годы рост заработной платы во всех странах ЕС отстает от роста производительности, хотя стоимость жизни возрастает. Пришло время для всеобщего повышения зарплат европейских работников. Этого необходимо достигнуть за счет усиления коллективных переговоров там, где они действуют, их восстановления там, где они были разрушены, и создания институтов и практики коллективных переговоров там, где их не было. Инструментами достижения этой цели является расширение возможностей социальных партнеров и национальные правовые системы. Где это необходимо, должны быть установлены более высокие уровни минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Повышение и сближение зарплат, между странами (особенно между Востоком и Западом) и отраслями, должно рассматриваться в качестве основного инструмента уменьшения макроэкономических диспропорций, неравенства (включая гендерный разрыв в оплате труда), любого вида демпинга и дискриминации в оплате труда.

 

Перезапуск европейской социальной модели: усиление трудовых прав и социальной защиты

На наших глазах разворачивается беспрецедентный кризис европейской социальной сплоченности, увеличиваются молодежная и долгосрочная безработица, незащищенность, фрагментация, трудности с выходом на рынок труда – отсюда растет неравенство, социальная изоляция и дискриминация. Европейская социальная модель, которая служила ориентиром для всего остального мира, ослаблена, поставлена под угрозу исчезновения, а в некоторых странах уже разрушена.

Европа должна перезапустить и усилить свою социальную модель, в первую очередь за счет изменения господствующей концепции, которая рассматривает ее как препятствие для конкурентоспособности и экономического роста. Следует признать, что страны с высокой заработной платой, развитым социальным диалогом и коллективными переговорами, крепкой системой социальной защиты, демонстрируют лучшие показатели в экономике.

Социальному измерению Европейского Союза должна придаваться та же значимость, что и экономическому управлению. Пришло время учредить процесс Европейского социального семестра, и убедиться, что Европейская опора социальных прав не просто используется как таблетка для исправления последствий жесткой экономии, но является частью общей стратегии построения будущего Европы. «Социальную рыночную экономику», описанную Жаком Делором, необходимо вернуть на свое место в основе Европейского Союза.

ЕС должен обеспечить, чтобы Европейская опора социальных прав не стала пустым обещанием. Работники и граждане хотят услышать конкретные предложения; увидеть меры, которые могут изменить их повседневную жизнь, улучшить условия их жизни и труда.

Достаточный уровень социальной защиты и прав должен быть гарантирован всем гражданам: и занятым, и безработным, и вышедшим на пенсию. Должны быть установлены стандарты ЕС для всех стран, которые будут достигаться путем сближения в сторону повышения, полностью оставляя в силе существующие лучшие условия.

Должны внедряться эффективные и прогрессивные ориентиры, рекомендации, законодательство и финансирование, чтобы помочь государствам-членам в этом процессе. Конкретные инструменты могут быть созданы на уровне ЕС/ЭВС, чтобы поддержать и интегрировать плохо функционирующие или недостаточные механизмы социальной защиты и финансирования на национальном уровне, а также в ситуациях социальных кризисов и потрясений. Например, можно рассмотреть внедрение дополнительных схем по безработице или минимальным доходам (по аналогии с Молодежной гарантией/инициативой молодежной занятости) для наиболее нуждающихся стран, сохраняя при этом автономию социальных партнеров и существующие национальные системы.

Конкретные сферы должны быть приоритетными для вмешательства на уровне ЕС, такие, как молодежная и долгосрочная безработица, неравенство и дискриминация по признаку пола, бедность, бедность среди работающих и социальная изоляция, неоформленная занятость, повышение квалификации и обучение в течение всей жизни, справедливый переход, семейные пособия, пенсионные системы, здравоохранение и длительный уход, дискриминация в отношении уязвимых категорий населения, заболеваемость и инвалидность. Все эти сферы заслуживают сближения стандартов в сторону повышения, для чего необходимы надлежащие и эффективные инструменты. Принцип «равного обращения» должен быть подтвержден и реализован во всех стратегиях, инициативах и законодательстве ЕС.

Незащищенность и фрагментация на рынке труда требуют особого внимания, как и новые формы экономической деятельности и занятости, влияющие на будущее труда. Помимо борьбы со старыми и новыми формами эксплуатации, такими, как неоформленная занятость или фиктивная самозанятость, нестандартные и самозанятые работники заслуживают особых мер и механизмов, гарантирующих им те же права, что и другим работникам, например, право на переговоры об оплате труда, доступ к социальному и пенсионному обеспечению, здравоохранению, непрерывному обучению, а также право на вступление в профсоюз.

Право на свободное передвижение должно быть реализовано путем защиты Шенгенского соглашения, борьбы с социальным демпингом, обеспечения добровольной и справедливой мобильности, равного отношения, интеграции национальных и перемещенных работников. Сохранение и координация социальной защиты на межгосударственном уровне должны быть усилены. Необходимо разработать более справедливую европейскую миграционную политику, направленную на интеграцию и равенство. Нужна более эффективная и гуманная политика по отношению к беженцам, основывающаяся на солидарности, ответственности и сотрудничестве.

Необходимо учредить общие принципы ЕС для защиты и восстановления профсоюзных прав, которые были под давлением и даже ликвидированы вследствие реализации политики жесткой экономии в течение последних нескольких лет.

Более демократические ценности: работники и граждане в сердце Европы

Институты ЕС должны быть более демократичными, прозрачными, подотчетными и эффективными – работники и граждане должны чувствовать, что их мнение учитывают лица, принимающие решения, и что управление ЕС (а также процессы принятия решений на национальном уровне) понятно для них, и они могут на него влиять.

К работникам и гражданам ЕС должно быть равноправное и справедливое отношение. Должны быть восстановлены каналы информирования, консультаций, диалога между работниками и гражданами, институтами ЕС, политиками и заинтересованными сторонами, в том числе социальными партнерами и организациями гражданского общества.

Европейские выборы должны стать возможностью для реального демократического участия, предоставлять людям возможность влиять на европейскую политику и управление, на состав Европейской комиссии. Европейская комиссия должна получить полноценные исполнительные полномочия, в то же время должен укрепляться демократический контроль и законодательная инициатива Европарламента.

Социальный диалог между социальными партнерами и на институциональном уровне, привлечение работников и их влияние на корпоративную политику необходимо поддерживать и укреплять, в полном объеме реализовывать в государствах-членах и во всех отраслях, а там, где это необходимо – также и с помощью законодательства и обязательных мер по развитию потенциала социальных партнеров.

В связи с переговорами по Brexit и включением Фискального договора в Договор ЕС потребуется внести некоторые изменения в последний. Это открывает возможность создать Конвенцию с участием представителей социальных партнеров и гражданского общества, чтобы кардинально изменить Фискальный договор и превратить его в инструмент поддержки устойчивого и справедливого роста, реформировать Пакт стабильности и роста, а также ввести в Договор положения о Протоколе социального прогресса, Социальном семестре и Европейской опоре социальных прав.

Профсоюзы должны участвовать в переговорах, последующих после британского референдума. Они поддерживают сохранение доступа Великобритании к единому рынку, но этому должно сопутствовать полное уважение четырех свобод, в частности свободы передвижения работников и уважение со стороны Великобритании социального законодательства ЕС. Работники не должны нести бремя расходов Brexit!

Переговоры по Brexit, как и любые переговоры об изменении Договора ЕС, должны стать возможностью для укрепления и возобновления европейских ценностей мира, демократии, процветания и социальной справедливости – чтобы построить лучшую и более справедливую Европу для людей.

 

Резолюция, принятая на заседании Исполнительного комитета ЕКП

26-27 октября 2016 г.