Общие замечания
Заработная плата снова находится в центре внимания Европейского семестра. Восемь государств-членов получили рекомендации по заработной плате и/или системам оплаты труда. В программе «тройки» есть 4 страны, в которых меры по регулированию заработной платы является неотъемлемой частью стабилизационной программы. Кроме того, Австрии и Венгрии было рекомендовано уменьшить налоговую нагрузку на низкую заработную плату.
• Почти во всех случаях рекомендации Европейской комиссии направлены на мероприятия и реформы, которые бы способствовали уменьшению гибкости заработной платы.
• Страны, получившие отрицательные рекомендации по заработной плате, имеют общее в том, что, с одной стороны, Европейская комиссия довольна уже проведенными реформами системы оплаты труда, однако, с другой стороны, настаивает на продолжении, углублении или хотя бы «мониторинге» таких реформ.
• Это касается, прежде всего, систем индексации заработной платы в Бельгии и Люксембурге. Вместе с тем, тот факт, что в рамках заключения центральных соглашений в Италии ведутся переговоры по повышению заработной платы всех работников одной и той же отрасли в соответствии с инфляцией (даже если цены на импортируемые энергоносители в настоящее время не учитываются), не одобряется Европейской комиссией, поскольку это не позволяет отдельным предприятиям уменьшить гибкость заработной платы.
• Другими системами оплаты труда, на которые обращает особое внимание Европейская комиссия, являются системы установления минимальной заработной платы во Франции и Словении. Считается, что во Франции высокий уровень минимальной зарплаты – 60% от средней, что мешает ослаблению регулирования. В достаточно жестких рекомендациях Европейской комиссии для Словении, в которой в 2010 году минимальная заработная плата была существенно повышена, предлагается отказаться от уплотнения тарифных сеток и регулярного и автоматического повышения минимальной заработной платы.
• В Испании, где ситуация с удельными затратами на рабочую силу в расчете на единицу продукции улучшается, но они сокращаются не так быстро, как того желает Европейская комиссия, настаивает на проведении оценки реформ в июле и внесении, при необходимости, изменений в сентябре, другими словами, на ускорении дерегуляции.
• От Дании и Финляндии требуется уменьшить зарплаты и выдвигать умеренные требования по ним при заключении коллективных договоров в будущем. Европейская комиссия предостерегает Финляндию от повторения скоординированных коллективных переговоров 2007 года, когда требования отраслей основывались на центральном отраслевом соглашении.
• Единственным исключением стала Германия, в которой внимание уделяется положительной роли заработной платы в поддержке внутреннего спроса. Однако для достижения своей цели Европейская комиссия недвусмысленно намекает на необходимость снижения налогов и уменьшения социальных страховых взносов для низкооплачиваемых работников, а не на установлении зарплат как таковых. Минимальная зарплата действительно упоминается, но пока ее значение умаляется тем, что минимальный уровень заработной платы будет положительным, если он не приведет к значительной потере рабочих мест.
• Известно, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) настаивает на внедрении модели заработной платы, согласно которой номинальная зарплата должна зависеть от производительности труда, а не быть компенсатором инфляции. Такая узкая модель заработной платы рассматривается в течение всего Европейского семестра, однако имеют место связанные с ним противоречия. Так, например, Бельгия заявила о необходимости предотвращения дальнейшего разграничению номинальной зарплаты и производительности труда (что де-факто приведет к отмене индексации). С другой стороны, в отчете об устойчивом развитии Финляндии предлагается соотносить реальную заработную плату с производительностью труда. Однако это противоречит результатам углубленного анализа ситуации в Финляндии, в котором осуждается, что, согласно ожиданиям, в ближайшие годы заработная плата будет опережать производительность труда, тем самым увеличивая номинальные удельные затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции.
• Рекомендация увеличить неравенство в оплате труда в Швеции, которую Европейская комиссия была вынуждена отозвать в прошлом году, на этот раз отсутствует. Зато говорится о «мерах» по улучшению спроса на рабочую силу для специальных групп.
Заработная плата как главный стабилизационный инструмент: сомнительный подход
В настоящее время основной идеей, связанной с зарплатой, является дать понять авторам отчета об устойчивом развитии и Европейскому семестру, что зарплата должна стать главным стабилизационным инструментом. На любую проблему имеется политическая отписка: ликвидация дефицита текущих операций, восстановление равновесия еврозоны, ценовая или неценовая конкурентоспособность, неравномерный уровень безработицы в регионах или среди категорий работников, несоответствие квалификаций между предприятиями, гибкость заработной платы.
С 2009 года такой подход уже привел в среднем к уменьшению или стагнации реальной заработной платы во всей еврозоне. Однако среднестатистические данные по еврозоне скрывают тот факт, что в ряде государств-членов уровень реальной заработной платы уменьшился весьма существенно. Так, например, в 2012 году в Греции и Португалии реальная заработная плата уменьшилась почти на 5%, а в Испании и Италии – почти на 2%.
Более того, снижение уровня реальной заработной платы продолжается из года в год. В Греции и Испании реальная заработная плата уменьшается уже в течение пяти лет подряд, а в Италии – на протяжении четырех лет. Если проследить ситуацию с 2009 по 2014 год, то реальная заработная плата работающих уменьшилось на 22% в Греции, на 7 % в Испании и Португалии, на 5% в Ирландии, на 2-3 % в Австрии, Нидерландах и Италии (см. диаграмму). Рост заработной платы в еврозоне в течение последних нескольких лет имело место лишь в двух странах: Германии и Финляндии.
Эволюция реальной зарплаты с 2009 года
Иными словами, большинство стран еврозоны (за исключением Германии) реализуют в настоящее время политику конкурентоспособности заработной платы. Политика одновременного сокращения зарплат приведет к ситуации компенсации конкурентных преимуществ, доминированию регрессивного влияния снижения заработной платы на внутренний спрос, рецессии или серьезному замедлению экономического роста.
Аналогичную озабоченность вызывает уровень инфляции в еврозоне, стремительно снизившийся с 2% в январе до 1,2% в апреле. Такой низкий уровень инфляции значительно ниже официального прогноза ценовой стабильности ЕЦБ («уровень инфляции ниже, но достигает почти 2%») и в очередной раз свидетельствует о том, что дерегуляция зарплат в сочетании с жесткой финансовой экономией существенно ослабили еврозону. Риск заключается в том, что в случае негативного шока или продолжения и углубления зарплатной депрессии низкая инфляция может перейти в прямую дефляцию – ситуацию, которую будет сложно исправить, как только она возникнет.
Вывод
Главная задача на европейском политическом уровне таком, как Европейский семестр, должна заключаться в проверке согласования различных национальных экономических политик 27/17 стран. Вместо этого Европейский семестр исследует ситуацию в государствах-членах в индивидуальном порядке, полагая, что сумма всех отдельных частей станет эффективным результатом для всей Европы. Таким образом, речь идет не о Европе сотрудничества, а о Европе, в которой пропагандируется «межгосударственная конкуренция».
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБЗОРНАЯ таблица
Страна |
Рекомендация 2013 года
|
Рекомендация 2012 года
|
Оценка Европейской комиссии за 2012 год |
Углубленный анализ макродефицита |
Австрия |
Уменьшение налоговой и социальной нагрузки на низкооплачиваемых работников |
|
|
|
Бельгия |
Продолжение реформирования индексации зарплат и зависимость уровня оплаты труда от производительности отражают местные особенности производительности труда и условий рынка труда, автоматическая корректировка предыдущих |
«Общая» индексация, корректировка зарплат «после свершившегося факта», положение об отказе с учетом местной ситуации с производительностью труда
|
По-прежнему следует изучать эффективность некоторых мер по регулированию расходов на оплату труда. Решительные реформы необходимы не только для |
То же самое плюс учет бывших зарплат при разработке норм оплаты труда |
Болгария |
|
|
|
Расходы на оплату труда находятся под контролем, но без реформирования удельных затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции могут снова стать чрезмерными |
Кипр |
По программе «тройки» |
Реформирование системы индексации зарплат |
Индексация в государственном секторе приостановлена, ведутся переговоры о том, чтобы сделать то же самое в частном секторе, а также в долгосрочной перспективе планируется ограничить индексацию 50% от инфляции и автоматически приостановить во время экономического кризиса |
|
Дания |
|
|
|
Рост заработной платы должен быть |
Финляндия |
В текущих условиях слабого роста реальная заработная плата соотносится с производительностью труда |
Обеспечение соотношения заработной платы и производительности труда
|
Соглашение между социальными партнерами о заработной плате должно включать конкурентоспособность
|
Ожидается, что в 2013-2014 годах заработная плата будет опережать производительность труда, что приведет, таким образом, к повышению номинальных удельных затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции. Следующее соглашение должно предусматривать замедление роста заработной платы по сравнению с производительностью труда. Предлагается заключение ряда отраслевых соглашений вместо единого центрального |
Франция |
Дальнейшее уменьшение размера социальных взносов, уплачиваемых работодателями. Повышение минимальной заработной платы с целью создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности на основе схем поддержки зарплаты и освобождением от уплаты социальных взносов |
Повышение минимальной зарплаты с целью создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности |
Существенное повышение расходов на оплату труда в течение последних десяти лет, а также реальный рост минимальной заработной платы на 16%.
|
Высокая минимальная |
Германия |
Содействие условиям, стимулирующим рост заработной платы, с целью поддержки внутреннего спроса. С этой целью следует снизить высокие налоги и социальные взносы, прежде всего для низкооплачиваемых работников
|
Создание условий для обеспечения соотношения заработной платы и производительности труда |
С начала кризиса рост реальной заработной платы обогнал рост производительности труда. |
|
Греция |
По программе «тройки» |
|
Экстенсивные реформы рынка труда 2012 года были результативными с точки зрения гибкости заработной платы и повышения конкурентоспособности, однако должны быть |
|
Венгрия |
Уменьшение налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников |
|
|
|
Ирландия |
По программе «тройки» |
|
Утраченная конкурентоспособность была восстановлена благодаря сдерживанию роста заработной платы |
|
Италия |
Реформирование системы оплаты труда с целью обеспечения соотношения заработной платы и производительности труда |
|
В течение последних десяти лет невысокая производительность труда не сказывается на заработной плате. В связи с этим возникла необходимость регулирования оплаты труда в рамках заключения соглашений между социальными партнерами |
Зарплаты все еще недостаточно соотносятся с ростом производительности труда, пропагандируется перенесение переговоров по заработной плате на уровень предприятий. На предприятиях, прежде всего на юге, заключается мало договоров |
Люксембург |
Кроме уже существующего моратория предложено принять дополнительные структурные меры по реформированию системы оплаты труда, включая индексацию заработной платы, улучшить ее соотношение с производительностью труда, реформированием отраслей, условиями рынка труда и повысить конкурентоспособность |
|
Реформирование индексации, которое сводится к индексации лишь одного года и уменьшение влияния цен на энергоносители
|
Номинальные удельные затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции выросли на 16% в 2008-2012 годах вдвое быстрее чем в других странах |
Мальта |
|
Дальнейшее реформирование индексации зарплат и ограничение влияния цен на импорт |
Механизм индексации зарплат на Мальте |
|
Нидерланды |
|
|
|
Несмотря на то, что сдерживание роста заработной платы способствует созданию рабочих мест в сфере торговли, оно также подавляет внутренний спрос и оказывает потенциально негативное влияние на инновации |
Португалия |
По программе «тройки» |
|
|
|
Испания |
Завершение оценки реформы 2012 года в июле и внесения изменений, при необходимости, в сентябре |
Реформирование рынка труда и коллективно-договорной системы
|
Реформирование происходит в правильном направлении и дает положительные результаты |
Мониторинг выполнения задач реформирования рынка труда (соотношение зарплат с экономическими условиями, распространение бессрочных контрактов) |
Словения |
Обеспечение движения заработной платы, а также содействие созданию рабочих мест с минимальной зарплатой |
Рост зарплат, в том числе минимальной зарплаты, с целью сохранения рабочих мест
|
Расходы на оплату труда в государственном секторе сокращаются, а минимальная зарплата продолжает расти |
Адаптация установления минимальной заработной платы (повышение 2010 уплотняет тарифную сетку, а ежегодное автоматическое повышение увеличивает напряжение) |
Швеция |
Меры по повышению спроса на неквалифицированный труд молодежи и мигрантов |
Поощрение повышения гибкости заработной платы работников последних разрядов тарифной сетки (отклонено Европейским советом) |
|
|
Великобритания |
|
|
|
Гибкость зависит от рынков труда |