sostituto-imposta

 

Общие замечания

 

Заработная плата снова находится в центре внимания Европейского семестра. Восемь государств-членов получили рекомендации по заработной плате и/или системам оплаты труда. В программе «тройки» есть 4 страны, в которых меры по регулированию заработной платы является неотъемлемой частью стабилизационной программы. Кроме того, Австрии и Венгрии было рекомендовано уменьшить налоговую нагрузку на низкую заработную плату.

• Почти во всех случаях рекомендации Европейской комиссии направлены на мероприятия и реформы, которые бы способствовали уменьшению гибкости заработной платы.

• Страны, получившие отрицательные рекомендации по заработной плате, имеют общее в том, что, с одной стороны, Европейская комиссия довольна уже проведенными реформами системы оплаты труда, однако, с другой стороны, настаивает на продолжении, углублении или хотя бы «мониторинге» таких реформ.

• Это касается, прежде всего, систем индексации заработной платы в Бельгии и Люксембурге. Вместе с тем, тот факт, что в рамках заключения центральных соглашений в Италии ведутся переговоры по повышению заработной платы всех работников одной и той же отрасли в соответствии с инфляцией (даже если цены на импортируемые энергоносители в настоящее время не учитываются), не одобряется Европейской комиссией, поскольку это не позволяет отдельным предприятиям уменьшить гибкость заработной платы.

• Другими системами оплаты труда, на которые обращает особое внимание Европейская комиссия, являются системы установления минимальной заработной платы во Франции и Словении. Считается, что во Франции высокий уровень минимальной зарплаты – 60% от средней, что мешает ослаблению регулирования. В достаточно жестких рекомендациях Европейской комиссии для Словении, в которой в 2010 году минимальная заработная плата была существенно повышена, предлагается отказаться от уплотнения тарифных сеток и регулярного и автоматического повышения минимальной заработной платы.

• В Испании, где ситуация с удельными затратами на рабочую силу в расчете на единицу продукции улучшается, но они сокращаются не так быстро, как того желает Европейская комиссия, настаивает на проведении оценки реформ в июле и внесении, при необходимости, изменений в сентябре, другими словами, на ускорении дерегуляции.

• От Дании и Финляндии требуется уменьшить зарплаты и выдвигать умеренные требования по ним при заключении коллективных договоров в будущем. Европейская комиссия предостерегает Финляндию от повторения скоординированных коллективных переговоров 2007 года, когда требования отраслей основывались на центральном отраслевом соглашении.

• Единственным исключением стала Германия, в которой внимание уделяется положительной роли заработной платы в поддержке внутреннего спроса. Однако для достижения своей цели Европейская комиссия недвусмысленно намекает на необходимость снижения налогов и уменьшения социальных страховых взносов для низкооплачиваемых работников, а не на установлении зарплат как таковых. Минимальная зарплата действительно упоминается, но пока ее значение умаляется тем, что минимальный уровень заработной платы будет положительным, если он не приведет к значительной потере рабочих мест.

• Известно, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) настаивает на внедрении модели заработной платы, согласно которой номинальная зарплата должна зависеть от производительности труда, а не быть компенсатором инфляции. Такая узкая модель заработной платы рассматривается в течение всего Европейского семестра, однако имеют место связанные с ним противоречия. Так, например, Бельгия заявила о необходимости предотвращения дальнейшего разграничению номинальной зарплаты и производительности труда (что де-факто приведет к отмене индексации). С другой стороны, в отчете об устойчивом развитии Финляндии предлагается соотносить реальную заработную плату с производительностью труда. Однако это противоречит результатам углубленного анализа ситуации в Финляндии, в котором осуждается, что, согласно ожиданиям, в ближайшие годы заработная плата будет опережать производительность труда, тем самым увеличивая номинальные удельные затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции.

• Рекомендация увеличить неравенство в оплате труда в Швеции, которую Европейская комиссия была вынуждена отозвать в прошлом году, на этот раз отсутствует. Зато говорится о «мерах» по улучшению спроса на рабочую силу для специальных групп.

 

Заработная плата как главный стабилизационный инструмент: сомнительный подход

В настоящее время основной идеей, связанной с зарплатой, является дать понять авторам отчета об устойчивом развитии и Европейскому семестру, что зарплата должна стать главным стабилизационным инструментом. На любую проблему имеется политическая отписка: ликвидация дефицита текущих операций, восстановление равновесия еврозоны, ценовая или неценовая конкурентоспособность, неравномерный уровень безработицы в регионах или среди категорий работников, несоответствие квалификаций между предприятиями, гибкость заработной платы.

С 2009 года такой подход уже привел в среднем к уменьшению или стагнации реальной заработной платы во всей еврозоне. Однако среднестатистические данные по еврозоне скрывают тот факт, что в ряде государств-членов уровень реальной заработной платы уменьшился весьма существенно. Так, например, в 2012 году в Греции и Португалии реальная заработная плата уменьшилась почти на 5%, а в Испании и Италии – почти на 2%.

Более того, снижение уровня реальной заработной платы продолжается из года в год. В Греции и Испании реальная заработная плата уменьшается уже в течение пяти лет подряд, а в Италии – на протяжении четырех лет. Если проследить ситуацию с 2009 по 2014 год, то реальная заработная плата работающих уменьшилось на 22% в Греции, на 7 % в Испании и Португалии, на 5% в Ирландии, на 2-3 % в Австрии, Нидерландах и Италии (см. диаграмму). Рост заработной платы в еврозоне в течение последних нескольких лет имело место лишь в двух странах: Германии и Финляндии.

 

Эволюция реальной зарплаты с 2009 года

 

 

 

Иными словами, большинство стран еврозоны (за исключением Германии) реализуют в настоящее время политику конкурентоспособности заработной платы. Политика одновременного сокращения зарплат приведет к ситуации компенсации конкурентных преимуществ, доминированию регрессивного влияния снижения заработной платы на внутренний спрос, рецессии или серьезному замедлению экономического роста.

 

Аналогичную озабоченность вызывает уровень инфляции в еврозоне, стремительно снизившийся с 2% в январе до 1,2% в апреле. Такой низкий уровень инфляции значительно ниже официального прогноза ценовой стабильности ЕЦБ («уровень инфляции ниже, но достигает почти 2%») и в очередной раз свидетельствует о том, что дерегуляция зарплат в сочетании с жесткой финансовой экономией существенно ослабили еврозону. Риск заключается в том, что в случае негативного шока или продолжения и углубления зарплатной депрессии низкая инфляция может перейти в прямую дефляцию – ситуацию, которую будет сложно исправить, как только она возникнет.

 

 

 

Вывод

Главная задача на европейском политическом уровне таком, как Европейский семестр, должна заключаться в проверке согласования различных национальных экономических политик 27/17 стран. Вместо этого Европейский семестр исследует ситуацию в государствах-членах в индивидуальном порядке, полагая, что сумма всех отдельных частей станет эффективным результатом для всей Европы. Таким образом, речь идет не о Европе сотрудничества, а о Европе, в которой пропагандируется «межгосударственная конкуренция».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБЗОРНАЯ таблица

 

Страна

Рекомендация 2013 года

 

Рекомендация 2012 года

 

Оценка Европейской комиссии

за 2012 год

Углубленный анализ макродефицита

Австрия

Уменьшение налоговой и социальной нагрузки на низкооплачиваемых работников

 

 

 

Бельгия

Продолжение реформирования индексации зарплат и зависимость уровня оплаты труда от производительности отражают местные особенности производительности труда и условий рынка труда, автоматическая корректировка предыдущих

«Общая» индексация, корректировка зарплат «после свершившегося факта», положение об отказе с учетом местной ситуации с производительностью труда


 

По-прежнему следует изучать эффективность некоторых мер по регулированию расходов на оплату труда. Решительные реформы необходимы не только для
решения вопроса повышения удельных затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции, как это было в прошлом, но и для полной модернизации
системы оплаты труда с целью предотвращения
отделения номинальной заработной платы от производительности труда в будущем

То же самое плюс учет бывших зарплат при разработке норм оплаты труда




Болгария

 

 

 

Расходы на оплату труда находятся под контролем, но без реформирования удельных затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции могут снова стать чрезмерными

Кипр

По программе «тройки»

Реформирование системы индексации зарплат

Индексация в государственном секторе приостановлена, ведутся переговоры о том, чтобы сделать то же самое в частном секторе, а также в долгосрочной перспективе планируется ограничить индексацию 50% от инфляции и автоматически приостановить во время экономического кризиса

 

Дания

 

 

 

Рост заработной платы должен быть
умеренными.
Корректировка
разрыва конкурентоспособности заработной платы
требует медленного роста
заработной платы
и быстрого повышения
производительности труда в
течение определенного
времени

Финляндия

В текущих условиях слабого роста реальная заработная плата соотносится с производительностью труда





Обеспечение соотношения заработной платы и производительности труда



Соглашение между социальными партнерами о заработной плате должно включать конкурентоспособность


 

 

Ожидается, что в 2013-2014 годах заработная плата будет опережать производительность труда, что приведет, таким образом, к повышению номинальных удельных затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции. Следующее соглашение должно предусматривать замедление роста заработной платы по сравнению с производительностью труда. Предлагается заключение ряда отраслевых соглашений вместо единого центрального
(без повторения скоординированных переговоров 2007 года)

Франция

Дальнейшее уменьшение размера социальных взносов, уплачиваемых работодателями. Повышение минимальной заработной платы с целью создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности на основе схем поддержки зарплаты и освобождением от уплаты социальных взносов

Повышение минимальной зарплаты с целью создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности

Существенное повышение расходов на оплату труда в течение последних десяти лет, а также реальный рост минимальной заработной платы на 16%.
Налоговый кредит на фонд оплаты труда ограниченно повлияет на конкурентоспособность
(предприятия изначально не получат
экономический эффект, а лишь улучшат свое финансовое положение)

 

 

Высокая минимальная
заработная плата (60% от
медианной)
предотвращает
корректировку в сторону снижения, а
формулы индексации могут
привести к
давлению на среднюю зарплату.
Самая низкая рентабельность предприятий в
Европе мешает
неценовой конкурентоспособности. Рост заработной платы должен быть тщательно исследован с целью избегания дальнейшего ухудшения ситуации.
Соглашения о социальном партнерстве января 2013 положительные, но должны быть дополнены для того, чтобы предприятия смогли восстановить свою конкурентоспособность, в частности это касается Испании и Италии, где были
уменьшены расходы на оплату труда и проведены серьезные реформы

Германия

Содействие условиям, стимулирующим рост заработной платы, с целью поддержки внутреннего спроса. С этой целью следует снизить высокие налоги и социальные взносы, прежде всего для низкооплачиваемых работников

 

Создание условий для обеспечения соотношения заработной платы и производительности труда

С начала кризиса рост реальной заработной платы обогнал рост производительности труда.
Минимальный уровень заработной платы положительно влияет на доходы работников лишь тогда, когда не приводит к потере значительного количества рабочих мест

 

Греция

По программе «тройки»

 

Экстенсивные реформы рынка труда 2012 года были результативными с точки зрения гибкости заработной платы и повышения конкурентоспособности, однако должны быть
дополнены мерами по содействию занятости, в том числе путем улучшения инвестиционного климата в Греции

 

Венгрия

Уменьшение налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников

 

 

 

Ирландия

По программе «тройки»

 

Утраченная конкурентоспособность была восстановлена ​​благодаря сдерживанию роста заработной платы
и повышению производительности труда

 

Италия

Реформирование системы оплаты труда с целью обеспечения соотношения заработной платы и производительности труда

 

В течение последних десяти лет невысокая производительность труда не сказывается на заработной плате. В связи с этим возникла необходимость регулирования оплаты труда в рамках заключения соглашений между социальными партнерами

Зарплаты все еще недостаточно соотносятся с ростом производительности труда, пропагандируется перенесение переговоров по заработной плате на уровень предприятий. На предприятиях, прежде всего на юге, заключается мало договоров

Люксембург

Кроме уже существующего моратория предложено принять дополнительные структурные меры по реформированию системы оплаты труда, включая индексацию заработной платы, улучшить ее соотношение с производительностью труда, реформированием отраслей, условиями рынка труда и повысить конкурентоспособность

 

Реформирование индексации, которое сводится к индексации лишь одного года и уменьшение влияния цен на энергоносители

 

Номинальные удельные затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции выросли на 16% в 2008-2012 годах вдвое быстрее чем в других странах

Мальта

 

Дальнейшее реформирование индексации зарплат и ограничение влияния цен на импорт

Механизм индексации зарплат на Мальте
мешать
гибкости
реальной заработной платы
в случае возникновения
неблагоприятной
экономической
ситуации

 

Нидерланды

 

 

 

Несмотря на то, что сдерживание роста заработной платы способствует созданию рабочих мест в сфере торговли, оно также подавляет внутренний спрос и оказывает потенциально негативное влияние на инновации

Португалия

По программе «тройки»

 

 

 

Испания

Завершение оценки реформы 2012 года в июле и внесения изменений, при необходимости, в сентябре

Реформирование рынка труда и коллективно-договорной системы

 

Реформирование происходит в правильном направлении и дает положительные результаты


Мониторинг выполнения задач реформирования рынка труда (соотношение зарплат с экономическими условиями, распространение бессрочных контрактов)

Словения

Обеспечение движения заработной платы, а также содействие созданию рабочих мест с минимальной зарплатой

Рост зарплат, в том числе минимальной зарплаты, с целью сохранения рабочих мест

 

Расходы на оплату труда в государственном секторе сокращаются, а минимальная зарплата продолжает расти

Адаптация установления минимальной заработной платы (повышение 2010 уплотняет тарифную сетку, а ежегодное автоматическое повышение увеличивает напряжение)

Швеция

Меры по повышению спроса на неквалифицированный труд молодежи и мигрантов

Поощрение повышения гибкости заработной платы работников последних разрядов тарифной сетки (отклонено Европейским советом)

 

 

Великобритания

 

 

 

Гибкость зависит от рынков труда

 

 

Начало формы



Начало фо

Начало формы