1383210460 2212 224107 

 

16/12/2013, автор - Рональд Янссен.

 

В последние несколько лет МВФ неоднократно предостерегал от политики чрезмерной экономии бюджетных средств. Так, исследовательский отдел МВФ издал несколько аналитических работ, в которых указал на пагубные последствия жесткой экономии бюджетных средств для экономики и рабочих мест. Несмотря на то, что по отношению к отдельным странам еврозоны МВФ не изменил своего подхода, он все-таки вносил альтернативные мнения об опасности политики жесткой экономии в политические дискуссии на европейском уровне.

В то же время, подходы МВФ к политике жесткой экономии заработной платы и структурного дерегулирования почти не изменились. Официальный курс по-прежнему заключается в том, что хотя жесткая экономия бюджетных средств губительна для роста, необходимо повышать конкурентоспособность путем урезания заработной платы, компенсируя, таким образом, падение внутреннего спроса расширением внешнего.

Тем не менее, не лишена интереса колонка, опубликованная в последнем докладе МВФ о состоянии и перспективах мировой экономики, в которой речь идет о характере текущих корректировок счетов, имеющих место в отдельных странах-членах зоны евро. Анализ, проведенный в ней, позволяет поставить под вопрос политику девальвации зарплаты, проводимую государствами-членами зоны евро. (См. здесь: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/02/pdf/text.pdf).

При первом чтении колонки создается впечатление, что суть изложенного не отличается от традиционного анализа МВФ. Ее официальное заключение по-прежнему сводится к тому, что неблагополучные страны-члены зоны евро должны активизировать стратегию внутренней девальвации заработной платы, так как улучшение балансов их текущих счетов носит в основном «цикличный» характер, а ограниченный внутренний спрос выливается в весьма сниженный спрос на импорт. Проще говоря, МВФ заявляет, что если (и это серьезное «если») в Греции, Испании или Португалии произойдет возрождение динамики роста спроса, то дефицит баланса на текущих счетах быстро возобновится, следовательно, возникает вопрос, будут ли рынки готовы финансировать эти внешние дефициты.

Ввиду этого, более пристальный взгляд на колонку МВФ показывает, что графики и анализ в ней на самом деле могут говорить о противоположных факторах, указывающих на провал политики внутренней девальвации заработной платы, поддерживаемой Европейской Комиссией, ЕЦБ и самим МВФ.

Это косвенно видно на графике ниже, взятом из рисунка 1.3.3 колонки МВФ. На этом графике показана оценка МВФ различных факторов, формирующих совокупные показатели экспорта разных стран-членов за последние годы.

Основной движущей силой экспорта оказался спрос на импорт остальных стран мира за пределами зоны евро (красные колонки). Это справедливо для всех государств-членов, включая Германию. Исключения составляют Греция и в определенной степени Франция.

Еще одним фактором, позитивно повлиявшим на экспорт, стала эволюция номинального эффективного обменного курса (зеленые вертикальные колонки, другими словами (взвешенный по удельному весу во внешней торговле) ослабление курса евро вплоть до последней четверти 2012 года.

С другой стороны, внутренние корректировки по стоимости заработной платы практически не играют никакой роли вообще. Их вклад, как правило, проявляется в относительных дефляторах ВВП, – показатель, измеряющий относительную эволюцию уровня цен отдельных стран. Тем не менее, эти колонки почти не видны на графике.

Таким образом, МВФ, хотя и не прямо, говорит о том, что стратегия тройки, заключающаяся в урезании заработной платы в целях повышения ценовой конкурентоспособности и увеличения экспорта, не работает. Стратегия внутренней девальвации проявляется в падении расходов на заработную плату в Греции, Португалии, Ирландии и Испании, но она не проявляется в объяснении показателей экспорта, измеряемых МВФ.

Как объяснить тот вывод, что урезание заработной платы на 20% (Греция) вряд ли приведет к увеличению экспорта?

Почему девальвация внутренней заработной платы не работает?

Все эти годы профсоюзы выдвигали аргумент о вреде де-факто согласованной политики урезания заработной платы и сейчас он становится веским как никогда. В интегрированном внутреннем рынке ЕС, внутренний спрос одной страны представляет экспортный потенциал другого государства-члена. Урезание заработной платы в странах, составляющих значительную часть зоны евро, также приведет к снижению динамики общего спроса и уменьшению импорта и экспорта между странами зоны евро. В конце концов, стагнация экспортных рынков из-за урезания в настоящее время заработной платы на всем внутреннем рынке не слишком содействует попыткам увеличения конкурентной заработной платы или ценовых позиций.

Другой график, взятый из той же колонки МВФ, позволяет проиллюстрировать этот процесс. На нем для каждого государства-члена отображен реальный рост спроса на экспорт из зоны евро, с одной стороны, и от остального мира, с другой. Можно заметить, что спрос на экспорт из зоны евро в течение всего периода 2008-2014 гг. переживал стагнацию. Для Португалии и Италии экспорт в зону евро существенно снизился. Учитывая частые урезания заработной платы и жесткую экономию бюджетных средств во многих странах зоны евро, это не стало большой неожиданностью.

 

Экспорт в остальную часть мира, где спрос не пострадал (по крайней мере, не до такой же степени) от последствий жесткой экономии на заработной плате, «спас ситуацию» и обеспечил некоторый рост в общем объеме экспорта соответствующих стран. В этом отношении Португалия и Испания превзошли другие страны зоны евро, тогда как в Греции отмечалась стагнация также относительно этой категории экспорта.

Тем не менее, даже здесь возникают сомнения по поводу того, связан ли рост экспорта в остальные страны мира с экономией средств на заработную плату. Если бы это было так, соответствующие цифры были бы представлены в оценках МВФ первого графика, и мы бы увидели более весомый вклад дефлятора ВВП в показатели экспорта на этом графике. Представляется более вероятным, что, учитывая снижение спроса на внутреннем рынке, а также снижение спроса на импорт в зоне евро, экономики просто оптимизировали производственные мощности, которые в противном случае остались бы вне экспортных рынков и экспортных возможностей, находящихся вне зоны евро.

Подводя итоги, путь девальвации заработной платы, избранный европейскими «отцами жесткой экономии» опасен не только потому, что запускает процесс снижения темпов инфляции и возможную дефляцию. Кроме этого, МВФ теперь показывает, что девальвация заработной платы не ведет к достижению своей первичной предполагаемой цели, заключающейся в оживлении спроса на экспорт на основе повышения конкурентоспособности.

 

Об авторе

Рональд Янсен является советником по вопросам экономики, сотрудничающим с профсоюзным движением в Брюсселе.

 

 

Департамент международной работы ФПУ