epsu-logo

 

Сеть организаций гражданского общества приветствовала принятие новых директив ЕС, которые позволяют ввести социальные и экологические критерии в механизм государственных закупок, и призывает государства-члены отказаться от подхода, ориентированного на стоимость.

 

Сеть организаций за устойчивое развитие государственных закупок (NSDPP) приветствует новые директивы о государственных закупках, принятые 15 января Европарламентом, так как они позволят органам власти в странах Европы делать выбор, действительно содействующий устойчивому развитию, и разумно тратить деньги налогоплательщиков.

 

Новые положения предусматривают, что органы власти могут ввести социальные и экологические факторы на всех этапах процесса закупок, при условии, что они связаны с предметом контракта. Кроме того, органы власти смогут проводить различие между приобретаемыми продуктами, исходя из процессов и методов производства, не очевидных в конечном продукте. Теперь для них будет проще полагаться на маркирование и сертификацию товаров в качестве доказательства их соответствия с установленными ими критериями устойчивости. Члены NSDPP рады этому, поскольку это позволит государственным органам отдать предпочтение участникам тендеров, предлагающим своим работникам лучшие условия труда, способствующим интеграции инвалидов и неблагополучных категорий работников, и предлагающим товары, произведенные согласно концепции устойчивого развития.

 

Важно отметить, что было одобрено право государственных органов напрямую предоставлять услуги и определены понятия предоставления услуг «своими силами» и «государственно-общественного сотрудничества». Соблюдение экологических, социальных и трудовых обязательств, в том числе, коллективных договоров, теперь закреплено в положениях этого закона и участники тендеров могут быть не допущены к ним в случае их нарушения. Новый закон также облегчает идентификацию субподрядчиков по всей цепочке поставок - хотя установление их солидарной ответственности зависит от государств-членов.

 

К сожалению, окончательный текст Директивы по-прежнему позволяет закупку самого дешевого товара – несмотря на возражения NSDPP и Европейского парламента – что добавляет путаницы с критериями оценки участников тендеров. Хотя были улучшены положения о затратах за срок службы, внешние социальные факторы все еще не применяются в их расчете.

 

При имплементации новых правил государства-члены должны будут улучшить некоторые элементы, оставленные в новом тексте на их усмотрение. Например, они могут запретить или ограничить использование только ценового критерия, и оставить органам власти выбор либо оценивать другие аспекты в дополнение к экономической эффективности, либо основывать свои решения о покупке полагаясь только на этот критерий. NSDPP призывает государства-члены взять на себя ответственность за экологические и социальные последствия государственных закупок при имплементации новых директив в своих странах.

 

NSDPP подчеркивает, что само наличие четкой и благоприятной нормативно-правовой базы недостаточно, необходимы также активные меры в поддержку ее применения. Сеть также призывает европейские институты придерживаться согласованного подхода к устойчивости в сфере государственных закупок и разработать стратегию «социально ответственных и устойчивых закупок» с целями и программами мониторинга и оценки.

 

Генеральный секретарь ЕФПОО заявила: «ЕФПОО будет работать в рамках сети NSDPP и с ее национальными членами с целью обеспечения оптимальной имплементации социальных и экологических положений Директивы. Мы также рады, что право предоставления услуг самими государственными органами четко подтверждено в директивах и что государственные закупки остаются лишь одной из многих альтернатив. Однако, мы сожалеем, что по некоторым пунктам слишком много вопросов остаются открытыми - например государства-члены будут иметь право резервировать контракты о предоставлении медицинских и социальных услуг за социальными предприятиями, но формулировка этого достаточно неоднозначна и открывает возможности для злоупотреблений. Реализация этой части директивы будет требовать тщательного мониторинга. Мы также сожалеем, что Европейский парламент и Совет не согласились включить в директивы ссылку на Конвенцию МОТ №94, несмотря на существенную поддержку этого со стороны многих организаций.

 

Подготовлено

Департаментом международной работы ФПУ