1) Последний раунд переговоров по ТТИП
18 июля в Брюсселе США и ЕС завершили шестой раунд переговоров по ТТИП. Еврокомиссия опубликовала информацию о результатах 6-го раунда переговоров по ТТИП, а 15 июля состоялось селекторное совещание двух основных переговорщиков, представляющих заинтересованные стороны, Игнасио Гарсия Берсеро от ЕС и помощника торгового представителя США в странах Европы и Ближнего Востока Даниэля Маллани. См. подробности на: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1100.
29 июля Еврокомиссия опубликовала информацию о переговорах и обсуждавшихся на них вопросах, «представляющих взаимный интерес и касающихся концессий и государственно-частных партнерств», а также стремлении обеих сторон недопустить «гонку уступок в сфере труда и окружающей среды». См. подробную информацию на: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2014/july/tradoc152699.pdf.
Накануне переговоров ЕКП и АФТ-КПП согласовали совместное Заявление, ознакомиться с которым можно на: http://www.etuc.org/documents/declaration-joint-principles-etucafl-cio-ttip-ust-work-peopleor-it-wont-work-all#.U8PW8DiKBYM, а также на: http://www.aflcio.org/content/download/132421/3553131/AFL-CIO+TTIP+Report6+(2).pdf.
В Заявлении подчеркивается необходимость исключения общественных услуг и урегулирования споров между инвестором и государством (УСИГ) и включения веских положений о труде, касающихся урегулирования споров. Кроме того, в нем звучат требования, чтобы целью соглашения «стало, прежде всего, всеобщее процветание и устойчивое социально-экономическое развитие». Некоторые из ключевых положений включают требования к сторонам ТТИП:
• обеспечить устойчивое развитие, защиту основных трудовых прав и охрану окружающей среды;
• включить положения об урегулировании споров и торговых санкциях для обеспечения соблюдения обязательств в отношении труда и окружающей среды;
• сохранить право принимать законы и регулировать деятельность в интересах общества, в том числе путем применения принципа предосторожности.
В Заявлении также утверждается, что любая сделка должна осуществляться при неукоснительном соблюдении восьми основных конвенций Международной организации труда, лишь две из которых были ратифицированы США, несмотря на их членство в МОТ. Заявление ЕКП и АФТ-КПП созвучно требованиям ЕФПОО исключить общественные услуги из ТТИП, соглашения между ЕС и Канадой (ВТЭС) и многосторонних переговоров по соглашению по торговле услугам (СТУ). Еврокомиссия уже исключила из ТТИП аудиовизуальные услуги. Напомним, что пункт 4 статьи 207 Договора о функционировании ЕС, посвященной торговым соглашениям, гласит:
«Совет также единогласно действует в отношении переговоров и заключения соглашений:
а) в сфере торговли культурными и аудиовизуальными услугами, в которой эти соглашения могут нанести ущерб культурному и языковому разнообразию Евросоюза;
б) в сфере торговли социальными, образовательными и медицинскими услугами, в которой эти соглашения могут нанести серьезный ущерб национальной организации таких услуг и ответственности государств-членов за их предоставление».
В упомянутой статье признается необходимость государств-членов сохранять самостоятельность при принятии решений в отношении подобных услуг и отличать их от других услуг, полностью включенных в торговую политику.
См. видеозапись совместного интервью Генерального секретаря ЕКП Бернадетт Сеголь и Президента АФТ-КПП Ричарда Трамки, посвященного вопросам ТТИП: http://www.etuc.org/press/bernadette-s%C3%A9gol-etuc-richard-trumka-afl-cio-joint-video-interview-ttip#.U48UTPmSzbQ.
Первоначальное предложение Еврокомиссии по услугам и инвестициям, утечка информации о котором имела место в июне, свидетельствует о том, что общественные услуги действительно находятся на столе переговоров. ЕФПОО выступила с заявлением по случаю утечки документов (см. http://www.epsu.org/a/10558). См. интерпретацию фракцией зеленых и Европейского свободного альянса в Европарламенте графика реализации ТТИП здесь.
2) Консультации EC по УСИГ
В результате консультаций, завершившихся в июле, были получены более 1500 предложений, по которым Еврокомиссия опубликовала статистический отчет (см. http://trade.ec.europa.eu/doclib/html/152693.htm).
Предложение ЕКП (см. новую версию) во время консультаций представил профессор Маркус Краевски, работавший также с ЕФПОО над вопросами торговли и общественных услуг. ЕКП направила сопроводительное письмо еврокомиссару по торговле[1], в котором указала, что выступает решительно против включения УСИГ, которые могут стать для УСИГ «троянским коне»,[2] в ТТИП и ВТЭС. Кроме того, ЕКП подчеркнула, что трудовые права, общественные услуги и УСИГ являются для ЕКП важнейшими компонентами, а также, что «если участники переговоров не будут преследовать эти цели, то переговоры должны быть приостановлены».
15 июля новый Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отметил в Европарламенте, что у него есть оговорки по поводу включения УСИГ в ТТИП. Федеральное правительство Германии также указало на ослабление поддержки УСИГ. В июле еврокомиссар де Гюхт заявил, что отказ включить УСИГ в ВТЭС может привести к серьезным последствиям. Как ожидается, текст ВТЭС будет парафирован 25 сентября. После этого он будет переведен, а затем пройдет процедуру ратификации. ЕКП и ЕФПОО обеспокоены тем, что ВТЭС действительно может быть использовано в качестве «троянского коня» для тайного включения сомнительной процедуры УСИГ. Есть также опасения по поводу того, что будет еще включено в ВТЭС.
3) Соглашение по торговле услугами (СТУ)
В рамках исследования ИОО «СТУ и общественные услуги», [3] работа над которым началась в апреле, 14 мая ЕФПОО провела встречу с Еврокомиссией, посвященную общественным услугам и СТУ. С краткой информацией об исследовании можно ознакомиться на нашем вебсайте: http://www.epsu.org/a/10451, а более подробное резюме обсуждения прилагается (см. приложение I) вплоть до некоторых проблем общественных услуг (см. пункт 4). Еврокомиссия зафиксировала эти проблемы в предложениях по недавним консультациям Еврокомиссии по СТУ, с которыми можно ознакомиться здесь: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2014/may/tradoc_152464.pdf.
4 июля ЕФПОО, ЕКПО и ЮНИ-Европа провели очередную встречу с Генеральным директоратом торговли, посвященную седьмому раунду переговоров про СТУ. Еврокомиссия подтвердила использование гибридного подхода в СТУ с положительным перечнем доступа к рынкам и отрицательным перечнем для национальных режимов. Еврокомиссия также подтвердила возможность регулярной отчетности после каждого раунда перед гражданским обществом и профсоюзами в частности.
В воскресенье 21 сентября в Женеве начнется следующий раунд переговоров, на котором будут рассмотрены аспекты трудовых прав и прав человека. Следующий раунд состоится в начале декабря, также в Женеве, с надеждой подать СТУ на рассмотрение в ВТО. ЕС выразил поддержку присоединению Уругвая и Китая к переговорам по СТУ.
Еврокомиссия создала вебстраницу, посвященную СТУ: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/tisa/, содержащую раздел вопросов и ответов, мандат (по-прежнему не относящийся к ТТИП) и документы, представленные Еврокомиссией. С новыми документами Еврокомисии по СТУ (июль 2014 года) можно ознакомиться здесь: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1133. Профсоюзы могут подавать свои замечания. Вебсайт будет охватывать общественные услуги (и общее сдержанное горизонтальное положение об общественном интересе), сферу действия СТУ, поданные предложения, а также руководство по их интерпретации.
В июне «Викиликс» опубликовал текст о финансовых услугах, касающийся СТУ. Анализ, осуществленный профессором Оклендского университета Джейн Келси, показал, что СТУ может привести к отсутствию прогресса в ужесточении правил для финансового сектора (см. http://wikileaks.org/tisa-financial).
4) Состояние дел с общественными услугами
На своем вебсайте, посвященном ТТИП, Еврокомиссия создала специальную страницу «Защита общественных услуг в ТТИП и других торговых соглашениях ЕС» (см. http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1115). Страница содержит много обнадеживающей информации об общественных услугах, но не решает вопросов, которые ЕФПОО и другие организации считают проблемными. Так, например, мы неоднократно отмечали, что отличить «финансируемое государством» от «финансируемого частным сектором» здравоохранение невозможно (то есть нужно ли принимать во внимание то, что финансирование в размере 100% или менее подразумевает издержки на подготовку врачей или инфраструктура снабжения?), а также, что еще более важно, что хорошая система здравоохранения (образования или водоснабжения) должна работать как одно целое. Если государство не регулирует отдельные части системы при выполнении задач, стоящих перед общественным обслуживанием (всеобщность, равный доступ, доступность, непрерывность, отсутствие дискриминации и т.д.), то такие услуги нельзя считать такими, что предоставляются государством. На вебсайте утверждается, что государство может регулировать столько услуг, сколько оно пожелает. Однако либерализация как раз и бросает вызов этим правилам. Так, например, Директива об услугах отменяет и/или ставит под сомнение государственное регулирование в широком спектре областей (лицензионные требования, необходимость тестирования и т.д.), столь важных для общественного обслуживания.[4] Важно также то, что здравоохранение исключено из Директивы об услугах, несмотря на то, что финансируется.
Вебсайт Еврокомиссии создает впечатление, что она стремится защитить общественные услуги. Но именно Еврокомиссия инициировала обсуждение в Европейском совете вопроса ослабления защиты общественного обслуживания в торговых соглашениях и продвижение, как она полагает, «наступательных интересов» ЕС в отношении этих услуг (см. «презентациях для анализа» Еврокомиссии за 2011 год[5]).
Многие евродепутаты выразили обеспокоенность в отношении общественных услуг после обсуждений ТТИП Европарламентом и Еврокомиссией, состоявшихся 15 июля, (см. http://www.europarl.europa.eu/ep-live/en/plenary/video?debate=140543631874). Тем не менее, еврокомиссар не ответил ни на один из их вопросов, связанных с общественным обслуживанием.
5) Совещания ЕФПОО по торговле[6]
17 июня ЕФПОО, Социальная платформа, Солидар и Европейский альянс общественного здравоохранения (ЕАОЗ) провели семинар по ТТИП и общественному обслуживанию. Главной целью этого совместного мероприятия было изучение возможных последствий ТТИП на организацию, регулирование, предоставление и финансирование медицинских и социальных услуг. Во время семинара была заслушана позиция Генерального директората торговли, отвечающего за услуги в ТТИП. Информация о семинаре «Медицинские, социальные и образовательные услуги – это не бизнес» и презентации доступны на: http://www.epsu.org/a/10563. Заметка о мероприятии опубликована в журнале Европарламента (см. https://www.theparliamentmagazine.eu/articles/news/ttip-must-not-wipe-out-social-and-health-rights-europe).
Осенью в Вашингтоне (16-17 сентября) ЕФПОО примет участие в совещании ИОО с профсоюзами работников общественного обслуживания США, посвященном вопросам ТТИП, СТУ, ТАП, ВТЭС и т.п. 17-18 октября в Женеве ЕФПОО примет участие в форуме по ГСТУ и СТУ.
ЕФПОО также планирует провести совместно с ЕКПО семинар, посвященный изучению общих вопросов, вызывающих озабоченность. ЕКПО подготовил докладную записку с изложением позиции по образованию и ТТИП, а также выразил озабоченность по поводу включения общественных услуг в соглашение (см. http://etuce.homestead.com/Statements/2014/Statement-EN.pdf).
Более подробная информация по этому вопросу будет обнародована в ближайшее время.
6) Источники информации
Вебсайт Еврокомиссии, посвященный ТТИП: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ttip/.
Вебсайт торгового представителя США: www.ustr.gov.
Секретные сделки (утечки информации): http://eu-secretdeals.info. В том числе информация о ВТЭС и ТТИП:
• утечка информации и анализ ТТИП: http://eu-secretdeals.info/ttip/;
• утечка информации и анализ ВТЭС: http://eu-secretdeals.info/ceta/.
Вебсайт фракции зеленых Европарламента, посвященный ТТИП: www.ttip2014.eu.
Вебсайт «Оценка влияния устойчивости торговли» (Trade SIA) (см. http://www.trade-sia.com/ttip/). ЕФПОО и другие европейские федерации профсоюзов (ЕФП) провели встречи с Ecorys, посвященные ряду вопросов, затрагиваемых на вебсайте, в том числе использованию отраслевых определений.
Страница вебсайта ИОО, посвященная торговле: http://www.world-psi.org/en/issue/Trade.
Европейская гражданская инициатива (ЕГИ) против заключения ТТИП и ВТЭС, зарегистрированная Еврокомиссией 15 июля 2014 года.
Позиция ЕКП и МКП в отношении торговли и инвестиций: http://www.epsu.org/a/9736.)
Совместное заявление ЕКП и Конгресса профсоюзов Канады по ВТЭС: http://www.etuc.org/a/10753.
Точка зрения Европейского социально-экономического комитета в отношении ТТИП: http://europa.eu/rapid/press-релиз CES-14-42 en.htm.
«Трудовые права и стандарты в трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве: европейская перспектива», Бен Ричардс, Центр трансатлантических отношений и Фонд им. Фридриха Эберта: (см. http://transatlantic.sais-jhu.edu/transatlantic-topics/Articles/TTIP%20Forum/TTIP%20labor%20richards%20final.pdf).
«30 причин, почему зеленые против ТТИП». На вебсайте можно также ознакомиться с перечнем организаций, занимающихся вопросами ТТИП.
«Почему глобальная торговля может стать менее важной». В этой статье ставится под сомнение автоматическая связь между активизацией торговли, ростом и развитием, в частности в странах с развитой экономикой (см. http://www.social-europe.eu/2014/07/global-trade/).
Доклад Австрийской федеральной палаты труда о ГЧП и концессиях в ТТИП (см. http://www.akeuropa.eu/en/publication-full.html?doc_id=333&vID=37).
Статья Центра экономических и политических исследований о ТТИП (см. http://www.intereconomics.eu/archive/year/2014/3/899/).
Информация о ТТИП на французском языке, CNCD/11.11.11, «Un bref exposé de ces enjeux est developpé» (см. http://www.cne-gnc.be/index.php?m=151&n=2606).
Приложение
Итоги состоявшейся 14 мая 2014 года встречи с Игнасиоа Ируаррусага из Генерального директората торговли, посвященной СТУ и общественному обслуживанию (участники: Ханс Котцан из Kommunal (Швеция), Даниэле Бассо из ЕКП, Йоргос Атлинцис из МКП, Луиза Хой Ларсен из ЕКПО и Пенни Кларк из ЕФПОО).
Общие моменты
Мы считаем, что торговые соглашения должны отражать политику ЕС, например, Хартию основных прав, Протокол по услугам общего значения, муниципальным (и местным) услугам и компетенцию в сфере организации общественных услуг. Для достижения целей ЕС до 2020 года «социальная» роль общественного обслуживания в преодолении неравенства и бедности должна быть не только сохранена, но и усилена. Очевидно, что влияние СТУ на фундаментальные принципы солидарности вызывает наибольшую озабоченность. Эти принципы необходимы для обеспечения наличия и доступности качественных общественных услуг для всех (см. Протокол и Белый документ Еврокомиссии по услугам общего значения). Во время политических дебатов в ЕС эти принципы упоминаются все реже. Многие опасаются, что СТУ (и ТТИП, и ВТЭС) будет труднее изменить в будущем. Учитывая, что общественные услуги остаются в основном в национальной компетенции, для ЕС еще более неприемлемо лишение демократического выбора в отношении будущего общественных услуг как в ЕС, так и за его пределами.
И все же, ЕС мог бы применить к СТУ иной подход. В своем выступлении по последнему докладу Еврокомиссии по Хартии основных прав еврокомиссар Рединг отметил: «Я могу с гордостью сказать, что Хартия основных права стала нашей путеводной звездой: спустя почти четыре года с момента презентации Еврокомиссией своей стратегии реализации Хартии ЕС мы преуспели в укреплении культуры основных прав в учреждениях ЕС. Какова наша стратегия? Она очень проста: мы ставим основные права во главу угла политики, правовой и любой другой сферы. Как мы это делаем? Сегодня новые предложения Еврокомиссии, перед тем, как увидеть свет, проходят тщательную оценку на предмет соблюдения основных прав. В 2010 году мы создали «контрольный список основных прав». Мы проверяем каждое законодательное предложение на предмет наличия «доказательств соблюдения фундаментальных прав». Иными словами, культура основных прав является органической в формировании политики ЕС.
(см.http://www.google.be/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CEcQFjAF&url=http%3A%2F%2Feuropa.eu%2Frapid%2Fpress-release SPEECH-14-327en.pdf&ei=NTSQU4qXF4n30gWVooHwCA&usg=AFQjCNFdrvhZxFKJQqhNYdraIRufwbp6Uw&bvm=bv.68235269,d.bGQ).
Как СТУ будет включать/исключать общественные услуги?
Как и в случае с обычным исключением услуг по распоряжению органов государственной власти, ЕС заявляет, что СТУ будет содержать общую оговорку для общественных услуг (статья об освобождении «коммунальных служб» в ГСТУ является более широкой, чем ее можно выразить на английском языке) в отношении доступа к рынку. Тем не менее, используемое определение общественных услуг имеет решающее значение. Кроме того, нас по-прежнему смущают заявления о положительном и отрицательном перечне обязательств (доступ к рынку) и национальном режиме (недопущение дискриминации). Мы слышим о «гарантиях» для общественных услуг, но они остаются туманными и, кажется, имеют в виду лишь то, что монополии, где они существуют, будут защищены, но создавать (повторно) новые монополии будет невозможно. Формулировка имеет важное значение. Будут исключены лишь финансируемые государством медицинские, социальные и образовательные услуги? Этого недостаточно, так как нередко частное и государственное финансирование и предоставление услуг пересекаются в таких смежных сферах, как, например, страхование. В отношении водоснабжения Еврокомиссия, например, заявляет, что ЕС никогда не возьмет на себя обязательства по «распределению воды», но некоторые муниципальные службы уже занимаются «очисткой воды». Кроме того, экологические услуги могут включать и водоснабжение.
Затруднит ли СТУ регулирование общественного обслуживания?
Регулирование является ключом к достижению целей общественного обслуживания. Директива ЕС об услугах исключает все государственные и частные медицинские услуги, но не все социальные услуги (лишь доверенные государством и для социально неблагоприятных групп населения), и не все виды образования. Государства-члены обязаны рассмотреть и оценить все свои разрешительные схемы доступа к деятельности по оказанию услуг, охватываемых или функционирующих в соответствии с Директивой и отменить или заменить их на менее ограничительные (например, простые декларации), где они не нужны или непропорциональны. Остальные схемы должны стать более понятными и прозрачным (например, условия должны обнародоваться заранее; критерии должны быть четкими и лишенными дискриминации). Кроме того, разрешения, в принципе, должны предоставляться на неопределенный срок и действовать на всей территории страны. Кроме того, Директива требует от государств-членов отмены дискриминационных положений, таких как гражданство или место жительства, в частности ограничений, таких как проверка «экономической небходимости» (требующая от бизнеса доказать властям наличие спрос на их услуги). Она также требует проверки других обременительных и не всегда оправданных требований (например, территориальные ограничения или минимальное количество работников). См. http://ec.europa.eu/internal market/services/services-dir/guide/index en.htm). Будет ли СТУ также оспаривать ограничения и требования Директивы об услугах? Сможет ли СТУ упростить ее для поставщиков услуг, бросив вызов правилам, препятствующим их экономическим свободам? В сфере здравоохранения, социальных услуг и образования, например, существует немало национальных ограничений, таких, как, например, количество больничных коек или правила, касающихся тех, кто может руководить больницами (например, некоммерческий статус), количество аптек в той или иной географической зоне, национальные системы квот численности врачей, находящихся на обучении (примеры приведены в публикации «Друзей Европы» «Европейский социальный союз: 10 твердых орешков», стр. 57-58).
Пространство для маневра в политике
Еврокомиссия заверяет, что ЕС сохранит за правительствами пространство для маневра в политике в отношении необходимого регулирования, пока оно будет оставаться недискриминационным. Еврокомиссия полагает, что недискриминационные правила/стандарты для поставщиков услуг можно принять в любой момент. Тем не менее, мы наблюдаем как (социальное) регулирование все чаще оспаривается Еврокомиссией (например, в Программе регуляторного соответствия и эффективности, а также Правилах выделения государственной помощи на предоставление услуг общего экономического значения). Это противоречит заявлениям, Еврокомиссии о том, что она отстаивает «право регулировать». Помимо этого можно назвать и другие примеры проблем с регулированием деятельности поставщиков услуг:
• невозможность регулировать защиту сектора;
• существование рекламных ограничений из-за того, что здравоохранение является общественным (косметическая хирургия, продукты с повышенным содержанием сахара, лекарственные препараты);
- •дело Еврокомиссии о нарушении в отношении закона о высшем образовании в Словении, начатое в 2011 году. В законе говорится о том, что аккредитация транснациональных высших учебных заведений должна соответствовать процедуре аккредитации и регистрации. Генеральный директорат внутреннего рынка и услуг назвал упомянутый закон «несовместимым со свободой создания предприятий и предоставления услуг». (см. http://www.euractiv.com/sections/education/slovenian-academia-slams-commission-neoliberal-pressure-over-education-302513).
Лейбористская партия Великобритании пообещала в случае победы на следующих выборах улучшить прозрачность работы частных поставщиков общественных услуг (работа которых в настоящее время не отвечает требованиям свободы информации, применяемым к государственным поставщикам). Может ли такая инициатива быть оспорена СТУ?
Консультации с заинтересованными сторонами
Кроме диалога гражданского общества нет иного механизма для консультаций с заинтересованными сторонами по СТУ и иным непубличным документам. В связи с этим Еврокомиссия заверяет, что и в дальнейшем будет поощрять обмен мнениями с профсоюзами после очередных раундов переговоров.
[3] См. доклад «СТУ и общественные услуги» на английском, французском и немецком языках: www.world-psi.org/en/issue/TISA .
[4] Данная позиция была изложена в краткой информационной записке ЕФПОО в марте 2014 года (см. http://www.epsu.org/a/10350).
[5] См. письмо от 5 июля 2011 года: http://www.epsu.org/IMG/pdf/reply_to_EPSU_SG-KDG_EN.pdf и презентации для анализа Eврокомиссии: http://www.epsu.org/IMG/pdf/Reflections_Paper_on_SGIs_in_Bilateral_FTAs.pdf.
[6] См. информацию о последней дискуссии по существу на совместном Семинаре ЕФПОО, ЕКП, ОАП и AK, состоявшейся 14 ноября 2013 года «Политика глобализации и общественное обслуживание: навести порядок в торгово-инвестиционных планах ЕС» на: http://www.epsu.org/a/9746.