work-384745 640

 

Переход от неофициальной или так называемой теневой экономике, в которой работает от 40 до 80 процентов рабочей силы в развивающихся странах, к формальной экономике, является одним из важнейших приоритетов Международной организации труда. Более 60 процентов всех работников работают без какого-либо трудового договора, большинство из них являются самозанятыми или выполняют работу в рамках домохозяйства в развивающихся странах. Следует отметить, что даже среди наемных работников лишь менее половины (42 процента) работают по постоянному договору.

«Наблюдаемый сегодня отход от традиционных трудовых отношений к более нестандартным видам занятости зачастую связан с ростом неравенства и уровня бедности во многих странах, - заявил Генеральный директор МОТ Гай Райдер. – Более того, эти тенденции усугубляют риск сохранения порочного круга «низкий глобальный спрос – низкие темпы создания рабочих мест», присущего глобальной экономике и многим рынкам труда в посткризисный период».

В ходе конференции 2015 года Комитет по содействию переходу  из неформального в формальный сектор экономики обсудил проблемы и внес поправки с целью принятия рекомендации.

Председатель этого комитета Вирджил Сифилд (Virgil Seafield), который является главным директором по пропаганде и государственных служб на кафедре труда в Южной Африке, объяснил, почему формализация такой важный вопрос для всего мира труда:

«В рамках повестки дня развития важно, чтобы росла экономика, для чего необходима ее формализация в более структурированной форме. Так что рекомендация шлифовалась до тех пор, пока не стала соответствовать различным законодательствам, политики и повесткам дня стран -членов».

Неформальный сектор занимает от половины до трех четвертых всей несельскохозяйственной занятости в развивающихся странах. В нем, как правило, плохие условия труда и царит бедность. Налоги не поступают в казну и отсутствует государственный надзор. Работники нередко лишены защиты в случаях невыплаты заработной платы, сверхурочной работы, увольнений и опасных условий труда.

Кроме того, работающие в неформальной экономике, лишены права на получение пенсии, пособия по болезни, медицинского страхования.  Женщины, мигранты и уязвимые группы работников, не имея выбора, вынуждены работать в неформальной экономике на рабочих местах низкого качества.

Кроме того, социальные пособия, такие как пенсии, пособия по болезни и медицинского страхования не оплачиваются. Женщины, мигранты и уязвимые группы работников, которые исключены из других возможностей мало выбора, кроме как принять неформальные рабочие места низкого качества».

Принятию рекомендации предшествовала напряженная работа. Группа трудящихся выстроила свою переговорную позицию вокруг трех основных приоритетов: политика и управление по проблеме неформальной экономики (среди прочего противодействие отсутствию минимальной социальной защиты, дефициту достойного труда в формальном секторе, ограниченному влиянию инспекций труда); соблюдение прав и минимальный размер оплаты труда; трудовые отношения (контракты, субподряд, цепочки поставок). В результате страны-члены МОТ получили четкие ориентиры, набор стандартов для перехода от неформальной к формальной экономике.

Пока проблема организации в неформальном секторе не является основным приоритетом для профсоюзов, в частности Украины, в силу отсутствия понимания специфики и необходимых ресурсов, в том числе и кадровых, для создания профсоюзов в таких секторах. Рекомендация как раз и предлагает набор понятных инструментов и методик для деятельности подобного рода. Ключевыми факторами в снижении неформальности в Конвенции рассматриваются необходимость повышения роли социального диалога и обеспечение реальных гарантий для работников, а также разъяснительная работа с потенциальными участниками рынка труда.

ФПУ ожидает экспертной поддержки МОТ в выработке рекомендаций для профсоюзной политики по работе с неформальным сектором. 

Неофициальный перевод Рекомендации по переходу от неформальной к формальной экономике с английского на русский язык прилагается.

 

 

Департамент международных связей аппарата ФПУ