arton11767

 

 

«ПУБЛИЧНАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО СТРАНАМ КО ВРЕМЕНИ И К МЕСТУ В ДИРЕКТИВЕ О ПРАВАХ АКЦИОНЕРОВ»

 

26 октября 2015 года, Брюссель

 

 

Накануне трехсторонних обсуждений 27 октября Европейская федерация профсоюзов общественного обслуживания (ЕФПОО) и Британская организация «War on Want» обратились к министрам финансов ЕС с просьбой принять вызов, брошенный Европарламентом, и включить публичную отчетность многонациональных корпораций по странам (ОПС) в Директиву о правах акционеров.

В июле прошлого года Европарламент подавляющим большинством голосов принял поправку, обязывающую многонациональные компании публиковать ОПС с информацией о прибылях и убытках до налогообложения, уплаченных налогах, полученных государственных субсидиях, дочерних компаниях, количестве работников и принципах налогообложения компаний с годовым оборотом в размере не менее 100 млн. евро.

Это не просто требование предоставлять новую информацию, поскольку каждая компания должна знать, какую прибыль получает и сколько налогов платит. Речь идет о включении этой информации в ежегодные отчеты компаний, чтобы пролить свет на то, где получена прибыль, а где уплачен налог.

Поправка Европарламента, предусматривающая незамедлительное расширение применения публичной ОПС на все секторы экономики, является четким и конкретным ответом на требования европейского общественного мнения и правительств стран ЕС, ожидающим, что компании будут платить налоги там, где получают прибыль.

Со времени скандала «LuxLeaks», позволившего разоблачить широкомасштабное уклонение корпораций от уплаты налогов, прошел почти год. Обеспечение прозрачности работы корпораций – это важный шаг на пути к обеспечению налоговой справедливости.

Для Европейского совета нет причин ждать пока Еврокомиссия осуществит оценку воздействия публичности ОПС в первой половине 2016 года, прежде чем принять инициативу. Эта задержка на руку лишь тем, кто уклоняется от налогов. Публичность ОПС уже доказала свою значимость в банковском секторе и получила в ЕС общую положительную оценку воздействия. Мы глубоко убеждены, что несущественные дополнительные административные расходы крупных прибыльных компаний существенно превзойдут в весе в виде крупных налоговых поступлений для общества.

Кроме того, мы не считаем, что ЕС не может полагаться лишь на недавно утвержденный План действий ОЭСР по эрозии налоговой базы и перемещения прибыли, включающий в себя ОПС, несмотря на его масштабность по сравнению с системой, предложенной Европарламентом, не предусматривает обнародование информации и не является юридически обязательным.

Вот почему мы уверены, что ЕС должен взять в свои руки инициативу и создать обязательную, публичную систему ОПС именно сейчас.

Несмотря на заявления официальных представителей деловых кругов, положение о публичности ОПС должно быть включено в Директиву о правах акционеров, что позволит повысить эффективность корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности.

Проект Директивы предусматривает укрепление обязательств и доверия акционеров, определение рисков, связанных с ценами на акции, улучшение безопасности инвестиций и эффективное ценообразование многонациональными корпорациями. Публичность ОПС как раз и позволит сделать это, обеспечив надежную информацию о потенциальных рисках или возможностях для акционеров.

Он также направлен ​​на ликвидацию нестыковки между оплатой и производительностью труда руководителей высшего ранга, вызывающей возмущение акционеров и граждан, не видящих никаких оснований для такого уровня оплаты труда, в особенности во времена тяжелого социально-экономического кризиса и безработицы. В 2006-2012 годах зарплаты руководителей высшего ранга некоторых стран выросли на 94%. Повышение зарплат очень немногих в основном связано с нерегулируемой, непрозрачной и необлагаемой налогом прибылью, а также сложной отчетностью по зарплатам руководителей высшего ранга. Публичность ОПС позволит предоставлять информацию о прибыли и обороте в простом формате, а также информировать о решениях, принимаемых по заработной плате.

ОПС станет важным инструментом для налоговых инспекторов, интересы которых представляет ЕФПОО. Она поможет вычислить расхождения и выявить основные налоговые риски, оценить трансфертное ценообразование и другие методы, способствующие искусственному перемещению значительной прибыли в страны или юрисдикции с низким уровнем налогообложения. Она также позволит сократить время на сыскную деятельность. Иными словами, позволит налоговым органам заниматься своей работой.

Вместе с тем на практике многие налоговые органы не имеют достаточных ресурсов для обработки информации. Как мы уже продемонстрировали, вместо инвестиций в налоговые службы в рамках скоординированных усилий по ликвидации уклонения от уплаты налогов, большинство правительств делают наоборот, сократив с начала кризиса налоговиков во всех странах ЕС в среднем на 10%.

Для того чтобы ОПС заработала, налоговые органы должны быть обеспечены достаточными ресурсами и гораздо большей политической поддержкой чем в настоящее время.

Именно поэтому информация ОПС должна выходить за рамки налоговых ведомств, чтобы общественность смогла заставлять правительства отчитываться по налоговой политике, что, в свою очередь, будет способствовать росту политической поддержки в соответствии с потребностями налоговиков.

В целом, как представители гражданского общества, мы считаем, что налоговая справедливость является предметом общего интереса, преобладающего над конфиденциальностью бизнеса. Публичность ОПС оказалась на повестке дня ЕС лишь благодаря обнародованию широкомасштабного уклонения корпораций от уплаты налогов. В связи с этим, разоблачителей, таких как Антуан Дельтур, и журналистов-расследователей следует похвалить, а не наказывать за разглашение важной информации о том, насколько несправедливой стала налоговая система.

С точки зрения профсоюзов, публичность ОПС полностью отвечает корпоративной социальной ответственности и праву трудящихся на информацию и консультации по бизнес-деятельности и реструктуризации в соответствии с требованиями Директивы 2002/14.

В конечном счете, публичность ОПС будет иметь решающее значение для малых и средних предприятий, больше страдающих от экономической несправедливости чем крупные компании, конкурирующие не в инновациях, а в демпинге. Публичность ОПС позволит уравнять правила игры для всех компаний независимо от их размера или сектора.

В сентябре прошлого года консенсус в отношении публичности ОПС был вновь подтвержден в рамках общественного обсуждения корпоративной прозрачности в Еврокомиссии. Большинство из 282 участников, среди которых представители неприбыльных НПО и профсоюзов, поддержали публичность ОПС и призвали ЕС проявить инициативу.

В настоящее время имеется достаточно доказательств финансовых последствий уклонения корпораций от уплаты налогов. В дополнение к исследованиям профсоюзов и организаций гражданского общества, таким, как, например, «Невеселая еда», посвященном схеме уклонения «McDonald’s» от уплаты налогов в Европе в размере 1 млрд. евро, начали, наконец, появляться официальные оценки глобального уклонения от уплаты налогов. МВФ оценивает объемы уклонения от уплаты налогов в размере около 5% текущих поступлений от налога на прибыль корпораций и почти 13% в развивающихся странах. По самым скромным оценкам ОЭСР потери доходов от уклонения корпораций от уплаты налогов составляют 100-240 млрд. дол. США ежегодно.

Согласованное применение ОПС во всех секторах экономики станет важным шагом на пути ликвидации вредоносных налоговых практик, лишающих общественное обслуживание столь необходимых ресурсов.

Мы призываем министров финансов ЕС воспользоваться возможностью и принять Директиву о правах акционеров с изменениями, внесенными Европарламентом, проявить политическую волю и положить конец налоговому демпингу в Европе. 

 

 

Подготовлено Департаментом международных связей ФПУ