litva2

 

Новый пакет против уклонения от уплаты налогов будет потенциально способствовать уплате многонациональными компании больше налогов, но не всех, которые они обязаны платить.

 

Обширный пакет состоит из двух директив. Одна из них направлена на реализацию Плана действий Доклада ОЭСР о противодействии эрозии налогооблагаемой базы и перемещению прибыли в ЕС, который проложит путь к созданию общей консолидированной корпоративной налоговой базы осенью. Другая предусматривает автоматический обмен информацией по крупным компаниям, доступ к которой ограничивается налоговыми администрациями (налоговая отчетность по странам). Она включает в себя необязательные рекомендации по налоговым убежищам за пределами ЕС и надлежащем управлении налогами в развивающихся странах, которые в еще большей степени рассчитывают на поступления от корпоративных налогов.

По недавним официальным осторожным оценкам, всесторонний анализ уклонения корпораций от уплаты налогов займет немало времени и обойдется глобальной экономике почти в 240 млрд. евро в год.

В этой связи Генеральный секретарь ЕФПОО Ян Виллем Гаудриаан отметил: «Мы приветствуем тот факт, что Еврокомиссия продолжает следовать по пути усовершенствования налогового регулирования. Правительства много говорят об уклонении от уплаты налогов, но делают очень мало, чтобы положить конец уклонению прибыльными компаниями от уплаты налогов, столь необходимых для финансирования государства всеобщего благоденствия. Недавняя шокирующая налоговая сделка «Google» в Великобритании и специальный налоговый режим для прав интеллектуальной собственности в Ирландии – наглядная иллюстрация сговора национальных лидеров и богатых налоговых уклонистов.

Вместе с тем, пакет далек от наших призывов к проведению налоговой реформы вместо слабого Плана действий ОЭСР. В некоторых случаях его рекомендации слабее чем в странах ОЭСР. Еврокомиссия справедливо осуждает перемещение прибыли в юрисдикции с низкими налоговыми режимами путем чрезмерных вычетов процентов или фиктивных режимов интеллектуальной собственности, как в случае «McDonald’s». Поэтому нет никакой пользы от некоторых предложений».

«Директива об отчетности компаний по странам является слишком слабой – объем информации должен быть масштабным и публичным. Бизнес-лобби не удалось привести конкретные примеры того, как публикация подобной информации может нанести ущерб их бизнесу. Зачем ждать до апреля решения вопроса прозрачности корпоративного налогообложения? Публичная отчетность компаний по странам – это ключ к ликвидации уклонения от уплаты налогов и созданию единой корпоративной налоговой базы в Европе. Кроме того, она имеет решающее значение для выживания в условиях ограниченного финансирования налоговых администраций», – заметил г-н Гаудриаан.

Что радует, так это то, что в пакете признается, что многие распространенные формы уклонения от уплаты налогов не должны иметь место. Мы одобряем введение Общеевропейских положений о борьбе с уклонением от уплаты налогов для предотвращения ситуаций, в которых компании действуют против фактической цели налогового законодательства. Но формулировка могла бы быть и лучше. Поэтому неясно, как все это будет осуществляться при отсутствии общего определения постоянного представительства бизнеса.

Заслуживает также внимания ограничение отчислений с корпоративных процентов и установление вместо этого порога в 30% от прибыли до вычета корпоративных процентов, налогов, износа и амортизации, или 1 млн. евро в год, являющегося слишком высоким.

Мы одобряем Положения о контролируемых иностранных компаниях. Но как говорится, дьявол кроется в деталях. Еврокомиссия, по-видимому, полагает, что уклонение от уплаты налогов ниже 40% от номинальной ставки корпоративного налога страны является приемлемым.

«Это узаконивает уплату прибыльными компаниями налогов в гораздо меньшем размере чем их работниками», – подчеркнула сотрудник по вопросам налоговой политики Надя Солсон. «Этим Еврокомиссия не признает, что частью проблемы является бизнес-модель, прячущаяся за бесконечными цепочками дочерних компаний, франшиз и фиктивных фирм, чтобы не платить налоги. При этом Еврокомиссия сохраняет принцип «на расстоянии вытянутой руки», позволяющий корпоративным группам избегать отношения к ним, как к единым структурам. С учетом тенденции к снижению номинальных ставок корпоративных налогов в ЕС, необходимо установить общий минимальный корпоративный налог в размере 25% в качестве приоритета. Таким образом, того, что предлагает Еврокомиссия, недостаточно.

«Что касается внешней стратегии ЕС, то мы одобряем возобновление обещаний Еврокомиссии создать общий список налоговых убежищ, но это необходимо сделать параллельно со сдерживающими санкциями. Что касается развивающихся стран, то есть смысл призвать к улучшению финансирования налоговых администраций. Те же правила должны применяться к налоговым администрациям ЕС, продолжающим страдать от мер жесткой экономии. Кроме того, Еврокомиссия, если она всерьез воспринимает устойчивое развитие, должна изменить свою внешнюю торговую политику, которая должна основываться на прогрессивном налогообложении, и обеспечить финансирование общественных услуг в достаточном объеме», – заявила г-жа Солсон.

Пакет свидетельствует о том, что пока каждая компания не станет честно платить каждый евро налога, как и остальные, борьба не окончена. ЕФПОО будет продолжать работу над улучшением пакета в рамках движения за налоговую справедливость с работниками налоговых администраций, депутатами парламентов и другими заинтересованными сторонами.

Для более подробной информации см. совместное письмо ЕФПОО, Oxfam и ActionAid, направленное в преддверии обнародования пакета.

Контактное лицо: сотрудник ЕФПОО по вопросам налоговой политики Надя Солсон, тел.: +322 250-10-88, моб.: +3247 596-10-11, эл. почта: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її..