БАРоу

 

Участники саммита «Большой двадцатки» в Ханчжоу (Китай) одобрили увеличение темпов роста и уделение большего внимания развивающимся странам. Но лидеры «Большой двадцатки» не заметили того, что курс на увеличение темпов роста, справедливое распределение заработной платы и качественные рабочие места в будущем не может быть достигнут путем имеющих место структурных реформ.

11-й саммит «Большой двадцатки» 4-5 сентября в Ханчжоу (Китай) завершился выпуском итогового коммюнике и планов действий. Несмотря на негативные процентные ставки, Brexit, задержку роста в еврозоне с большой вероятностью дальнейшего смягчения монетарной политики ЕЦБ и хрупкого роста в странах «Группы двадцати» с развивающейся экономикой, текст достаточно оптимистичен и преимущественно сосредоточен на краткосрочных структурных решениях и долгосрочных доходах от инноваций.

«Большая двадцатка» занялась ростом, оставив рабочие места и спрос в стороне. Несмотря на важность итогов июльского совещания министров труда «Большой двадцатки», вопросы решения проблем занятости и по-прежнему низкого уровня заработной платы были включены лишь в один из 48 пунктов. Несмотря на то, что Принципы устойчивой заработной платы были одобрены наряду с обязательствами в отношении ученичества и занятости, какая-либо связанная политика стратегии роста и последующих действий «Большой двадцатки» отсутствует», – заметила Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Шаран Барроу.

В своем Заявлении саммит «Трудовой двадцати» призвал к выработке согласованной политики в отношении выполнения взятых в Анталии обязательств по заработной плате и новых принципов. Вместо этого «существенная роль» придается структурным реформам. Если они являются продолжением жесткой экономии прошлых лет, то о равенстве в оплате труда и новых качественных рабочих местах не может быть и речи. Пренебрегая политикой, которая бы способствовала стимулированию спроса, включая инвестиции в инфраструктуру и укрепление рыночных институтов труда, страны «Большой двадцатки» останутся с денежно-кредитной политикой, которая просто неспособна стимулировать рост. Особенно, когда экономика не сталкиваются с дефляцией или в условиях низкой инфляции. Ни то, ни другое не упоминаются в итоговых документах саммита в Ханчжоу.

«В настоящее в время глобальная экономика нуждается в повышении совокупного спроса путем повышения заработной платы и увеличения государственных инвестиций, а не в структурных реформах, которые в краткосрочной перспективе приведут к сокращению спроса и усилению неуверенности. Сильные институты рынка труда, качественные рабочие места и инфраструктурные планы должны быть в центре стратегий роста «Большой двадцатки» и руководящим принципом структурных реформ, а не наоборот. Для реализации честолюбивых замыслов роста, зародившихся в Брисбене, лидеры должны быть более решительными в отношении инклюзивного роста и принимать во внимание важность роль профсоюзов и социального диалога», – подчеркнул Генеральный секретарь Консультативного комитета профсоюзов при ОЭСР (ПКК) Джон Эванс.

В коммюнике упоминается синергия между политикой спроса и предложения, возможностями для женщин, молодежи и уязвимых групп населения. Но в целом не хватает требований стимулировать спрос и обеспечить качественную занятость параллельно с инновационной повесткой дня. Речь идет исключительно о предложении.

В коммюнике признается важность Целей устойчивого развития, Аддис-Абебской программы действий и поднимаются вопросы путей реализации Парижского климатического соглашения, ратифицированного США и Китаем на высшем уровне, в качестве символического жеста. Но нужно сделать больше чем просто способствовать продвижению энергетических рынков и расширению участия бизнеса в развивающихся странах.

«Лидеры хранят молчание в отношении ответственного ведения бизнеса и прав человека в глобальных производственно-сбытовых цепочках, проталкивая расширение торговли. «Трудовая двадцатка» ждет от «Большой двадцатки» конкретных действий в отношении глобальных цепочек поставок и ответственного ведения бизнеса в 2017 году. Аналогично изменению климата, коммюнике присущ очень общий характер. Где мощный призыв обеспечить превышение глобальной температуры не более чем на 2°C и разработать стратегию перехода, столь необходимую для достижения этой цели, обеспечить работникам качественные рабочие места?» – задалась вопросом Барроу.

То же самое касается и нового фокуса «Большой двадцатки» на «новые пути роста», касающиеся инновационных стратегий, следующей промышленной революции и цифровой экономики. «Трудовая двадцатка» призвала Германию, которая будет председательствовать в следующем году, объединить технологии и инновационный рост вместе с будущим труда и профессиональными навыками в качестве ключевой долгосрочной задачи на время преодоления цифрового разрыва в развивающихся странах и для оказания помощи уязвимым слоям населения.

«Инновационные движущие силы, промышленные преобразования и цифровая экономика, если ими не управлять, оставят немало людей позади. Инновационные стратегии должны быть коллективно сформулированы различными органами «Большой двадцатки» и прочно войти в ее политику. Речь идет не только об инвестициях и передаче технологий. Профсоюзы должны войти в состав новой Целевой группы «Большой двадцатки» в качестве важных партнеров по разработке устойчивых и всеобъемлющих подходов, необходимых для обеспечения работников надлежащими рабочими местами, качественным и своевременным обучением, в особенности в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, с учетом демографических и миграционных тенденций. Это также касается регулирования новых бизнес-моделей и нестандартных форм занятости в условиях платформенной экономики», – отметил Эванс.

«Большая двадцатка», наконец, признала, что нынешний кризис беженцев является крупнейшим со времен Второй мировой войны, и что необходимо разделить бремя и помощь в целях развития, за что и ведут борьбу многие страны.

«На нас лежит ответственность за сплочение коллективных усилий. «Большая двадцатка» недостаточно поработала над Планом действий по интеграции на рынке труда и возможностях обучения для мигрантов. Семьи беженцев, несовершеннолетние без сопровождения взрослых и молодежь должны обладать всеми правами человека и иметь доступ к рабочим местам, жилью, языковой и профессиональной подготовке. В коммюнике «Большой двадцатки» не хватает одного важного слова – это слово «интеграция», – подчеркнула Барроу.

 

Департамент міжнародних звязків ФПУ