hoffa

Взлет и падение самого знаменитого авантюриста и политика от американских профсоюзов Джимми Хоффы. Во времена президента Эйзенхауэра он уговаривал водителей грузовиков вступить в его профсоюз. А во времена Никсона он погибает от рук наемных убийц.

Между тридцатыми и семидесятыми — годы борьбы за права, головокружительная карьера, сговор с мафией, тюрьма и снова свобода. Хоффа — «Крестный отец» наоборот.

Корлеоне стремились получить власть, чтобы смыть кровь со своих рук. Хоффа, начав свой путь безупречно чистым, познал уродства большой власти.

 

...из книги «3500 кинорецензий»
Хоффа
Hoffa, 1992

Сергей Кудрявцев
Социально-криминальная ретро-драма

Данный фильм требует уважительного отношения к себе и отказа от настороженного или вовсе презрительного мнения по поводу социальной тематики и политизированного кинематографа. Некоторые ведь считают: как вообще можно делать картину о профсоюзном лидере Джимми Хоффе, который во имя интересов водителей грузовиков подчас не брезговал нечестными средствами, прибегал к услугам мафии, в итоге разделавшейся с ним, когда Хоффа стал уже неугоден?! Это же скучно, неинтересно, а главное — надоело из-за массы «заказных» лент якобы прогрессивного направления, которые прежде воспевали борцов за надежды и чаяния рабочего класса и сознательного крестьянства, то бишь фермерства.

Но, между прочим, американские зрители, которых тоже трудно заподозрить в особой любви к социально-политическому кино, верно почувствовали личный посыл авторов «Хоффы» — известного драматурга и сценариста (теперь и режиссёра) Дэвида Мэмета, актёра и постановщика Дэнни Де Вито, наконец-то встретившегося в совместной работе со своим лучшим (ещё со времён фильма «Кто-то полетел над гнездом кукушки») другом Джеком Николсоном в заглавной роли.

«Хоффа» выстроена почти как гангстерская сага наподобие «Крёстного отца». В то же время оригинальная ассоциативная конструкция, когда действие развивается согласно законам прихотливой памяти, чем-то напоминает метафорическое построение «Конформиста» Бернардо Бертолуччи. По ходу просмотра не раз также вспомнишь являющийся до сих пор новаторским, многослойный по содержанию «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, уникального мастера кино, который сочетал в себе два дарования — мощный актёрский и необычный режиссёрский.

Вот и Де Вито смог неожиданно удивить тем, что актёр так потрясающе владеет весьма оригинальными средствами кинематографической выразительности. Ещё в первых картинах «Сбрось мамочку с поезда» и «Война в семействе Роуз» он изумлял странными формальными находками и изысканным стилем, что, впрочем, казалось причудами и забавами дорвавшегося до режиссуры талантливого комедианта. А умение угадывать интересы зрителей свидетельствовало об ориентации Дэнни Де Вито на занимательное, зрелищное кино, сдобренное, как бы специально для критиков, остроумными играми с киноприёмами.

Тем парадоксальнее оказалось его обращение к запутанной, до настоящего времени так и не прояснённой истории жизни и смерти профсоюзного лидера Джимми Хоффы, которого постановщик раньше считал обычным мафиози, продавшимся представителем рабочей элиты, грязным политиком. Как же Де Вито удалось лично самому переменить отношение к этому человеку, а также убедить Николсона, причём заставить его пойти на ряд трудностей и неудобств, связанных с воссозданием облика более тучного персонажа и с одутловатым лицом, наконец, получить свободу действий от компании «20-й век Фокс» — и всё-таки привлечь публику, собрать в американском прокате неплохую сумму в размере $24,3 млн.?!

Секрет вполне прост и очевиден: создатели «Хоффы» попытались увидеть и воплотить на экране настоящую драму человека — и не одного лишь Джимми Хоффы, который попал в сложный политически-мафиозный переплёт, совершенно этого не желая. Его ближайший помощник и верный друг Бобби Чаро невольно подставил своего шефа и кумира под пули наёмного убийцы. История с Чаро — словно более мелкий вариант трагической судьбы самого Хоффы. Каждый из них вызывает сочувствие — прежде всего, по той причине, что совершает непростительную, может, даже глупую ошибку, за которую потом приходится расплачиваться тюремным сроком, преследованием со стороны полиции и властей, а что хуже — жестокой расправой, устроенной мафией, больше не нуждающейся в прежнем сговоре, если он и был на самом деле.

Финальная сцена убийства Джимми Хоффы (а вся лента строится как бы на предчувствии двумя героями неизбежной схватки с мафией), снятая рапидно, увиденная глазами несчастного Бобби Чаро, который, по иронии судьбы, подпустил убийцу к тому, кого сам хотел уберечь — замечательный пример исключительно кинематографической подачи материала. Вместе с оператором Стивеном Х. Бёрумом, с которым Дэнни Де Вито сотрудничал ещё на фильме «Война в семействе Роуз», режиссёр добился впечатляющего эффекта включения зрителей в обострённый драматизм творящегося на наших глазах циничного насилия.

И уже не так важно, был ли реальный Хоффа таким, каким его показали Де Вито и Николсон — кинематографический Джимми Хоффа предстал живым человеком, достойным стремления его понять, более того — и сострадания. Что-то не припоминаются наши картины о профсоюзных лидерах, которые были бы созданы в оригинальной киноманере и волновали благодаря раскрытой драме сложного характера. И не так уж часто соцреализм баловал кинематографическими открытиями и человеческими потрясениями.

http://www.kinopoisk.ru/review/955454/